Материалы семинара
гражданское общество и общественное развитие

Юрий РЕЗНИК
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ О ГРАЖДАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

      Я хотел бы отойти от заявленной темы. Разговор о том, что такое гражданское общество чрезмерно затянулся. Сегодня пора переходить к выражению каких-то концептуальных блоков, которые работали бы на практику. С моей точки зрения, трактовки понятий гражданского общества в современных российских философских работах чересчур политизированы, слишком узки, чтобы быть работающими концепциями.

      Как вообще появилась идея гражданского общества в России? Я имею в виду последние полтора десятилетия. Эта идея возникла как реакция на процессы, получившие общее название перестройка. Она послужила составной частью  политической программы определенной части партийной бюрократии, которая взяла реванш в связи с известными событиями середины 80-х годов. Для России гражданское общество всегда было прозападным феноменом. Здесь никогда не относились к гражданскому обществу исходя из исконных базовых ценностей россиян. Период, связанный с перестройкой, характеризуется появлением отдельных ростков гражданского общества и ассоциируется нами с некоторыми процессами демократизации формального толка. Идея гражданского общества заимствована исключительно формальным образом. Запад при этом рассматривается как огромнейший объект манипуляции и привлечения ресурсов. И формирование гражданского общества в этом плане следует рассматривать в числе необходимых условий привлечения ресурсов Запада и активизации всего потенциала.

      С приходом Ельцина и утверждением его режима наступает этап радикальных  шатаний как в экономической области, так и в политической. Появляются первые более-менее обоснованные работа по гражданскому обществу, возникают общественные организации, в названиях которых присутствует словосочетание “гражданское общество”.

      В текущий год мы вступили в период стабилизации политических отношений. Это предполагает и формирование более четкого подхода к пониманию того, что есть гражданское общество. К сожалению, на сегодняшний день гражданское общество понимается как сфера, образованная за вычетом государственных институтов. Это очень узкий взгляд. Я предпочитаю использовать теорию двухступенчатого познания социума, в рамках которой современное общество представляется как двуединое, состоящее из жизненного мира, с одной стороны. А с другой - как системного мира (государство, рыночная экономика, формальное право и т.д.). Жизненный мир несет в себе ростки взаимопонимания и согласия. Системный мир рационально организован, в нем присутствует жесткая иерархия. Эти два начала современной общественной жизни находятся в противоборстве. Можно говорить о диктате той или иной системы - в зависимости от соотношения элементов. С моей точки зрения, гражданское общество возникает как форма взаимодействия и согласования этих двух миров и выработки на этой основе принципиально новой идеологии. Отличной от тех ярлыков, которыми мы привычно наделяем это понятие.

      Я хочу сказать, что Россия в определенной степени напоминает ребенка, который готов говорить то, что не могут взрослые. Это ребенок реагирует очень импульсивно. И если пришло время создавать гражданское общество, то ребенок с этим согласен.

      Хочу обратиться к характеристике тех условий, которые необходимы для формирования гражданского общества. Тут сразу обычно говорят о демократии. Для России это условие не является обязательным. Она развивается по принципиально иному пути. К сегодняшнему режиму в России можно дать более адекватный термин: авторитаризм, бюрократический режим. Он далек от западного понимания демократии. Значит ли это, что в России не может быть гражданского общества? Вовсе нет. В России применима иная форма гражданского общества.

      Второй признак - рыночная экономика. В России существует сегодня черный рынок. О рынке цивилизованном пока приходится говорить как об идеале. Действительно, отдельные рыночные институты складываются. Но скорее всего мы идем по пути смешанной экономики, где доминировать будет государственная собственность. Поэтому второе необходимое условие для существования гражданского общества оказывается тоже качественно отличным от западных моделей.

      Третье. На Западе проявление гражданской активности - это своеобразная форма социального протеста мелкого собственника, его попытка уравнять себя в шансах с другими, добиться определенной свободы. Для российского человека наличие среднего класса вовсе не обязательное условие. У нас нет развитой с точки зрения среднего класса социальной структуры, однако гражданское общество появляется. Его выразителем является никто иной как интеллигенция. Это российское явление, на Западе такого понятия нет.

      Можно говорить и о других условиях формирования гражданского общества, которые принципиально иные, чем на Западе. Но затрону два сопряженных, с моей точки зрения, момента. Сегодня президент и его команда озабочены построением вертикали государственной власти. Параллельно идет образование муниципальных структур. Если вертикаль - это государственные элементы, то горизонталь - это система местного самоуправления. Получается крест с ослабленными горизонтальными составляющими. Государство определяет лицо гражданского общества в России.

      И об армии. Армия деморализована, ей нужна помощь нарождающегося гражданского общества. Сегодня надо говорить не о националистических настроениях, которые имеют место в общественном сознании россиян, а о формировании принципиально иной модели патриотизма, гражданского патриотизма. Именно на этой основе необходимо воспитывать, и приходящую в армию молодежь, и офицерский состав, и гражданское население. Спасибо.

Об авторе:
Юрий РЕЗНИК, директор Независимого института гражданского общества.