Материалы семинара
гражданское общество и общественное развитие

Владислав РЕДЮХИН
 ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ

      Слушая предыдущих выступающих, я ловил себя на мысли, что я живу в этой стране и соответственно многое вижу по-другому. Видимо, вообще те, кто живет в данном обществе, и те, кто его изучает, наблюдая со стороны, оценивают это общество по-разному. Если спросить обычного человека, чего он хочет, то в ответе всегда услышишь слова о нормальной, здоровой жизни, о семье, детях, надежде на будущее. А те, кто управляет или имеет к этому отношение, вынуждены эти его чаяния облекать в какие-то словесные формулировки. Типа гражданское общество, демократия, рыночная экономика и т.д. Я думаю, что в России сегодня есть возможность преодолеть этот разрыв, поскольку ситуация, в которой она находится, не устоявшаяся, а становящаяся. Словом, для меня гражданское общество - это нечто вроде английского газона, который следует поливать и стричь триста лет. Поэтому я просто расскажу о тех примерах, которые, на мой взгляд, демонстрируют российские подходы к проблеме на пути движения к гражданскому обществу.

      На прошлой неделе была утверждена национальная программа о толерантности и ненасилии, которая охватила девятнадцать министерств и ведомств, в том числе Министерство обороны, порядка шестидесяти регионов. Суть программы образовательная. Она направлена на то, чтобы сформировать в сознании россиян принципы ненасилия, культуры общения, толерантности. Это тоже ход в сторону гражданского общества, базирующийся на ресурсе отдельного человеческого сознания, которое можно изменить образовательными средствами.

      В качестве второго примера хочу привести существование РАГС - Российской академии государственной службы, имеющей восемь крупных филиалов, готовящих ежегодно около двадцати тысяч специалистов. И это, наверное, совершенно другой заход на пути к гражданскому обществу.

      Третий пример - Центр стратегических исследований Германа Грефа, который только что закончил свои разработки и передал их в правительство. Из опубликованных на сайте в Интернете сорока страниц следует, что в качестве ресурса стратегических изменений планируется использовать пресловутый экономический базис (а не надстройку), в качестве инструментов - изменение структуры власти, реорганизацию хозяйства, а субъектами развития будут крупные финансово-промышленные корпорации.

      Еще несколько примеров. Московское представительство Института Всемирного Банка финансирует программу “народных предприятий” (идея академика Федорова) как новую организационно-правовую форму собственности с более действенными методами акционирования, позволяющими работнику непосредственно влиять на продукты своего труда, включаться в коллективное управление производством для подъема реальной экономики. Наверное, это также один из путей к гражданскому обществу.

В Центре “Социальное партнерство”, в котором я работаю, как ресурс рассматривается взаимодействие трех секторов экономики: государственного, коммерческого и некоммерческого. Разрабатывается технология взаимодействия с властью, технология социального партнерства, позволяющая общественным организациям осознавать себя в качестве субъектов развития территории. Важно то, что развиваются различные независимые друг от друга структуры и тем самым способствуют продвижению к гражданскому обществу.

      Далее. Фонд “Открытое общество”. Он организовал и провел конкурс грантов для малых городов России. В результате отобраны 37 заявок от 170 малых городов России, принявших участие в конкурсе. Ресурс - разработка вместе с консультантами программы стратегического развития города. Субъекты развития предполагается “вырастить” из рабочих групп во главе с мэрами.

      Далее. Фонд “Содействие местному самоуправлению”, объединяющий крупные российские города. Он нацелен на взаимодействие с любыми заинтересованными сторонами. Его партнерами могут выступать главы местных образований, губернаторы, государственные и негосударственные организации, финансовые структуры, группы граждан и просто отдельные жители, выступающие с инициативами, полезными для города. Ресурс - кооперация. Инструментом выступает сам Фонд, субъектами развития - российские города.

      Что тут надо отметить? В основе большинства перечисленных стратегий движения к гражданскому обществу лежит тезис о кооперации конкурирующих структур в условиях общего дефицита ресурсов. Философские обоснования такого подхода разработаны в тестах Морена, Хакена, Пригожина и синергетике, детерминированном хаосе, самоорганизации и саморазвитии. Применяя такой подход к условиям России, можно утверждать, что существует еще один, пока еще мало используемый ресурс - ресурс межсетевой кооперации (все приведенные выше программы устроены в виде сети). То есть существует потенциальная возможность построения мульти-сети, структуры более высокого порядка, большей мощности. Это позволит сэкономить средства, энергию, время.

      Чтобы претворить в жизнь такое, требуется “немного”. Во-первых, проведение всероссийской добровольной “переписи” организаций, их проектов и программ, декларирующих свою миссию построения в Россиигражданского обществаРоссииРОоооРРоссии и имеющих сетевые механизмы его становления. Во-вторых, разработка и создание банка данных о механизме построения гражданского общества в России. В-третьих, обеспечение информационного обмена между участниками процесса. В-четвертых, формирование в сознании частников потребности в открытости и в проведении общественно-государственной экспертизы, и оценки результативности их деятельности на пути к гражданскому обществу. В-пятых, разработка механизмов экспертизы проектов, мониторинга и оценки их результатов и последствий.

      Методологические принципы экспертизы призваны доказать, что лучше нечто делать, чем бесконечно обсуждать и уточнять цели своих действий. В бурном потоке нашей жизни нельзя достичь цели, достигая именно эту цель. Невозможно решить проблему, решая именно эту проблему. Нужно не только действовать, но и публично представлять результаты и последствия своей деятельности - в соответствии с принципами прозрачности и многообразия возможностей, внятности границ, свободного самоопределения и ответственности выбора, независимости оценки результатов и последствий.

Вспомним древних: цель - ничто, путь - все. Путь к гражданскому обществу, который мы сами вместе с другими выбираем, несмотря на неотчетливость целей.

Об авторе:
Владислав РЕДЮХИН, Центр “Социальное партнерство” правительства Москвы