Материалы семинара
гражданское общество и общественное развитие

Вступительное слово

Павел ЗОЛОТАРЕВ, президент  межрегионального общественного фонда Поддержки военной реформы

 Лед и пламень – кто-то, возможно, именно так может отозваться о деловом союзе между Школой мира в Гренобле и Российским фондом поддержки военной реформы. Ведь на первый взгляд проблемы, которыми мы занимаемся, очень далеки друг от друга и зачастую несовместимы. Но это только на первый взгляд.

На самом деле проблема формирования гражданского общества имеет самое непосредственное отношение к военной реформе. Так, например, одной из ключевых и до конца не осознанных военно-политическим руководством проблем военной реформы является формирование военно-гражданских отношений. В них находят свое отражение отношения между Армией и государством, между Армией и обществом, отношения внутри Армии между гражданами этого общества и т.д. Гражданское общество предполагает, в том числе, и влияние  общественных организаций на деятельность в военной сфере. На конференции у нас присутствуют, в частности, представители одной из таких общественных организаций – Комитета солдатских матерей. Их не очень жалуют в Министерстве обороны, но тем не менее, они занимаются очень необходимым и полезным для общества делом. Думаю, что по ходу семинара они сами поделятся своим опытом работы.

Для России становление гражданского общества – задача, в отличии от Запада, новая. Там этот процесс идет давно, еще начиная с античной цивилизации. Причин для этого много, но одна из основных связана с религией. Западная ветвь христианства порождала внутреннее противоречие в обществе, способствовавшее развитию демократии. Как известно, Католическая церковь традиционно выступала в качестве некоего противовеса государству. В России эволюция шла иначе. Православная церковь традиционно поддерживала государство, оказывая определенное сдерживающее воздействие на формирование гражданского общества. Поэтому не случайно на Руси интересы государства всегда ставились выше интересов общества и, тем более, личности. Коммунистическая власть только закрепила эту традицию, доведя ее до совершенства. Не случайно ведь многие религиозные деятели заканчивали высшую школу КГБ.

Таким образом, тот факт, что в России только начинается формирование гражданского общества, вполне закономерен. Причем сегодня для этого процесса складываются далеко не лучшая ситуация. Это обусловлено тем, что Россия стоит перед необходимостью срочного укрепления своей государственности, налаживания системы государственного управления нового демократического общества. Фактор объективный, но оказывающий субъективное отрицательное влияние на условия формирования гражданского общества. Не случайно, что в Концепции национальной безопасности даже нет упоминания о гражданском обществе. В тоже время в России есть закон, который фактически предусматривает и закрепляет функции государства по содействию процессу формирования гражданского общества. Не уверен, что в каком либо ином государстве есть подобного рода закон, хотя и существует гражданское общество. Речь идет о законе “О безопасности РФ”.

В законе определено, что “Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.”

Остается только напомнить, что этим законом определено новое для России толкование понятия “безопасность”. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Необходимый закон у нас есть. Нет только гражданского общества. В тоже время процессы глобализации приводят к началу процессов формирования институтов гражданского общества на надгосударственном уровне.

Процессы глобализации развиваются как объективно неизбежные. Мир все больше превращается в единую систему, в которой те или иные явления в реальном масштабе времени сказываются на всей системе, несмотря на географическую удаленность ее элементов.

Новые технологии способствую формированию транснациональных структур и выводят на новый уровень их деятельность. Процессы глобализации объективно приводят к снижению роли государств, а интересы   транснациональных структур зачастую входят в противоречие с интересами государств и мирового сообщества в целом. Особенно это характерно в тех случаях, когда речь идет о глобальных криминальных структурах. Их действие наиболее ощутимо в тех регионах, где возникли внутренние вооруженные конфликты. Транснациональные криминальные структуры с одной стороны используют их в своих целях, а с другой стороны всячески способствуют затягиванию этих конфликтов, делая их уже вовсе не внутренними. Мы это ощутили и в Косово и в Чечне. Не все еще понимают связь между внутренними вооруженными конфликтами и транснациональными криминальными структурами и международным терроризмом, по сути являющимся военной силой этих структур. Поэтому и не всегда мы встречаем понимание своих действий в Чечне.

Формирование институтов гражданского общества на надгосударственном уровне в конечном итоге будет способствовать обеспечению баланса интересов между государствами и транснациональными структурами, демпфировать отрицательные последствия процессов глобализации.

Открывая нашу дискуссию, хотелось отметить, что  в дальнейшей эволюции гражданского общества просматривается три направления. Первое – процессы развития гражданского общества в развитых странах Запада. Второе – становление гражданского общества в России. Третье – формирование институтов гражданского общества на глобальном уровне. Эти три направления охвачены и тематикой основных докладов, которые должны прозвучать на семинаре.

 

Ришар ПЕТРИС, директор Школы мира в Гренобле

       Я хочу поприветствовать всех вас и поблагодарить за то, что вы приехали сюда в эти выходные дни, такие ясные и солнечные. Хочется надеяться на то, что эти дни станут еще и полезными в плане результатов конференции.

Мы собираемся поговорить об обществе, о котором мечтаем. Тема связана с исследовательской программой конверсии в оборонной промышленности, которую мы ведем в рамках союза за солидарный и ответственный мир. Это - сообщество граждан различных стран, которое пытается противостоять вызовам, с которыми мы сталкивались в истекшем веке и будем сталкиваться в веке грядущем. То есть с различными проявлениями дискриминации в отношениях между бедными и богатыми, мужчинами и женщинами, детьми и взрослыми, человеком и окружающей средой.

      Наши исследования привели нас к очевидному выводу: жить или не жить в мире - это зависит не только от искусства войны или от военного и промышленного аппарата, которые служат этим интересам. История свидетельствует о том, что во все большей степени организующую роль играет гражданское общество - наряду с государственными органами. В контексте крупных перемен, которые затрагивают все континенты, в первую очередь, конечно, наш континент, мы хотели бы обобщить наши исследования в сочетании с работой, проводимой Российском фондом поддержки военной реформы. Вклад гражданского общества в общечеловеческое развитие на основах плюрализма интересует всю мировую общественность, каждого из нас - об этом очень хорошо только что сказал господин Золотарев. Я рад, что мы смогли здесь собраться в таком большом количестве, представляя разные страны и, надо полагать, разные точки зрения. Показывая этим, что наше собрание - один из признаков времени, ибо разнообразие мнений - наше богатство.

      Естественно, мы должны учитывать и то, что существуют ограничения во времени. То есть я хочу сказать, что мы должны придерживаться определенной дисциплины, имея в виду дисциплину не военную, а гражданственную, чтобы каждый смог выразить свое мнение. Спасибо.