Доклады на конференции
по вопросам стратегической стабильности

Варфоломей Коробушин
РОЛЬ И МЕСТО СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАСТУПАТЕЛЬНЫХ И ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ВООРУЖЕНИЙ

Как известно, стратегическое наступательное и оборонительное оружие тесно связаны между собой и, как результат, они вместе образуют единую систему стратегических вооружений.

Наша страна считала и считает сейчас, что Договор ПРО-72 о стратегическом оборонительном оружии между Россией и США уже тридцать лет является «краеугольным камнем стратегической стабильности в мире».

Он способствовал замедлению гонки вооружений и особенно укреплению стратегической стабильности.

Его военно-стратегическое значение заключается в том, что выполняя положения Договора ПРО-72, стороны не развёртывают территориальную ПРО, т. е. стороны договора признают, что они равноуязвимы. Именно на этом базируется, в настоящее время, концепция взаимного ядерного сдерживания, лежащая в основе стратегической стабильности.

Сейчас США объясняют намерение развернуть национальную ПРО существованием ракетно-ядерной угрозы со стороны отдельных стран-изгоев, а также возможностью случайного или несанкционированного запуска ракеты страной, обладающей стратегическими ракетами.

В целях оправдания развёртывания НПРО США в средствах массовой информации за рубежом появляются даже такие сообщения, что у России обветшавшая система боевого управления и контроля за состоянием стратегического ядерного оружия и это может привести к случайным или несанкционированным пускам стратегических ракет.

Опираясь на такие сообщения, некоторые группы учёных в нашей стране начинают разворачивать работу в направлении подготовки обращения к президентам двух стран – России и США – о необходимости снижения уровня боевой готовности СЯС России и США. К предлагаемым мерам для снижения боевой готовности СЯС относят: снятие боеголовок с ракет, находящихся на боевом дежурстве, возможность досрочного понижения уровня боевой готовности части МБР, которые предполагается уничтожить по ещё не вступившему в силу Договору СНВ-2 и др.

При этом другим ядерным державам – Франции, Англии, Китаю, Индии, Пакистану – такие меры по снижению боевой готовности ядерных средств не предлагаются. Мы полагаем, что такие предложения технически не продуманы и могут нарушить хрупкую стратегическую стабильность. Понижение боевой готовности СЯС сейчас – это новая уступка, которая не принесёт выгод России. Что касается «обветшалой системы боевого управления СЯС России», то можно ответить, что она у российских СЯС в хорошем состоянии и без ведома Президента РФ ни одна ракета не будет запущена. Возможность несанкционированного пуска – исключена.

Какая же роль стратегического наступательного и оборонительного оружия России должна быть в случае выхода США из Договора ПРО-72?

Руководство нашей страны неоднократно заявляло, что выход США из Договора по ПРО-72 или его существенное нарушение будет рассматриваться как основание для денонсации соглашений по СНВ.

Договор СНВ-1, вступивший в силу в декабре 1994 г., Россией выполнен. Ракет средней и меньшей дальности уничтожены. Но ещё 8 лет будет действовать система контроля за его соблюдением. Договор СНВ-2 ратифицирован Государственной Думой с серьёзными замечаниями. Но он не вступил в силу, т. к. ратификационными грамотами страны не обменялись. Он по многим параметрам

Невыгоден для России: конкретно по ликвидации наземной группировки ракет с РГЧ; по возвратному потенциалу боевых блоков, так как мы уничтожаем ракеты с РГЧ, а США сохраняют даже платформы боевых блоков; по экономически невыгодному переоборудованию шахтных пусковых установок и другим параметрам.

Давайте представим вариант, когда Россия в ответ на выход США из Договора по ПРО пойдёт не по пути ликвидации МКР с РГЧ, а путём продления сроков их эксплуатации. Только эта мера позволит в наземной группировке по ракетам «Сатана» с 10-ю боевыми блоками иметь более 1500 боевых блоков, по ракетам SS-19 с 6-ю боевыми блоками – примерно 500 боевых блоков и с установкой на моноблочных ракетах «Тополь-М» разделяющихся головных частей (РГЧ) можно будет сохранить только в наземной стратегической группировке МБР примерно 3 тысячи боевых блоков. В морских стратегических ядерных силах (МСЯС) также останется большое количество боевых блоков на ПЛАРБ

На непродолжительное время такая мера для России сохранит военно-техническое превосходство наступательного оружия перед оборонительным –«меч сильнее щита».

Однако рассматриваемый вариант не приведёт к главной цели переговоров - к дальнейшему сокращению СЯВ и не избавит человечество от опасности ядерной войны. Значит это не лучший вариант.

Мы полагаем, что России целесообразно принять комплекс политико-дипломатических усилий для предотвращения выхода США из Договора по ПРО. Такое направление поддерживают: ООН, Китай, Франция и др.

Договоры ПРО-72, СНВ-1, СНВ-2 заключены между двумя государствами – (СССР) РФ и США. Сегодня количество ядерных государств и особенно пороговых возросло во много раз. Ядерное оружие к объектам поражения может быть доставлено и без ракет. Всё большее количество государств начинает понимать опасность терроризма.

Поэтому сейчас крайне важно рассматривать роль и место стратегического наступательного и оборонительного оружия не только между Россией и США, а совместно со всеми странами, обладающими ядерным оружием, и пороговыми странами.

Последние несколько лет характеризуются изменениями позиции США в вопросе отношения к Договору по ПРО. Так по настоянию США в 1997 г. Россия согласилась с критериями разграничения стратегической и нестратегической ПРО и внесла изменения в Договор. По данному соглашению разрешается иметь ракеты, способные перехватывать баллистические ракеты с дальностью примерно 3500 км. Анализ  этого соглашения показывает, что скорость входа таких ракет в атмосферу равна примерно   5 км/сек, а для МБР эта цифра составляет 7 км/сек.

Система нестратегической ПРО, разрешённая по дополнительному соглашению и способная осуществлять перехват ракет средней дальности, летящих со скоростью 5 км/сек, согласно нашему анализу, «почти наверняка может быть использована для обороны и против МБР».

По последнему заявлению Президента РФ Россия готова обсуждать параметры Договора ПРО-72

В сегодняшних условиях для России исключительно важным является недопущение обхода Договора по ПРО-72 через повышение боевой эффективности систем нестратегической ПРО. Успехи в техническом прогрессе позволяют уже сейчас вплотную подойти к рубежу, где развёртывание систем нестратегической ПРО позволило бы создать основу противоракетной обороны территории страны, что нарушило бы дух и букву Договора ПРО-72.

Разграничения между разрешённой Договором деятельностью в области нестратегической и запрещённой стратегической ПРО представляет собой довольно сложную техническую и политическую проблему.

Вместе с тем остановить процесс дальнейшего технического совершенствования нестратегических систем ПРО практически невозможно. Её боевое применение имеет смысл, если она способна отражать весь спектр ракетных угроз на ТВД.

Решение данной проблемы возможно только путём установления чётких и надёжно контролируемых видов деятельности. Одним из возможных вариантов является разработка нового, отдельного от Договора по ПРО-72, двухстороннего соглашения, что позволит не пересматривать сам Договор ПРО-72 и сохранить его в силе даже в случае неудачи переговоров по разграничению и контролю за системами нестратегической ПРО.

Среди возможных последствий реализации планов США по ПРО следует указать на то, что развёртывание НПРО разрушит установившийся примерный военно-силовой баланс и обеспечит США временное военное превосходство.

Одним из следствий этого неминуемо станет развёртывание нового витка гонки вооружений, в орбиту которого, помимо России и Китая, будут втянуты и другие страны.

В ходе рассмотрения возможных направлений модификации Договора ПРО-72 следует учитывать, что на смену стратегическому ядерному оружию постепенно приходит более эффективное, зачастую не менее разрушительное оружие, в частности, космическое.

О масштабности замыслов в отношении будущей НПРО свидетельствуют слова Президента США Джорджа Буша в его выступлении 1 мая 2001 г. в Университете национальной обороны, где он заявил: «нужно научиться перехватывать ракеты на участке из разгона». За этой фразой кроется чрезвычайно опасный замысел: вывод ударного оружия в космос, ибо никакими другими способами решить данную задачу не представляется возможным.

Отказ США от Договора по ПРО-72 приведёт к созданию основ новой ПРО с элементами космического базирования. В неё будут втягиваться и другие страны. Будет стимулироваться развитие противоспутниковых вооружений, т. е. «средств противодействия космическому эшелону ПРО», будут разрабатываться «средства защиты своих спутников» и космических систем для поражения ракет на активном участке траектории лазерным оружием из космоса.

Для борьбы с ракетами и боеголовками противника будут развёртываться ракеты-перехватчики космического, воздушного, морского и наземного базирования, а также разнообразное ударное оружие, основанное на новых физических принципах.

Всё это может привести к появлению качественно новых средств ведения вооружённой борьбы, объединения космической и наземной компоненты, что приведёт к созданию  так называемых информационно-ударных комплексов «космос-земля».

Всё более явно о себе будет напоминать «космический вектор» с ярко выраженными пространственной, временной и информационными составляющими. Реально могут появиться качественно новые стратегические концепции применения вооружённых сил.

В конечном итоге всё это приведёт к милитаризации космоса. В составе средств вооружённой борьбы всё большее внимание будет уделяться космическим вооружениям, может появиться новый космический театр военных действий.

В речи на Красной площади 9 мая 2001 г. Президент России Владимир Путин предупредил об опасных последствиях противоракетных планов США не только для России, но и для всего мирового сообщества. Он указал: «Весь опыт послевоенной истории говорит: нельзя построить безопасный мир только для себя и тем более в ущерб другим».

Новый американский курс, по мнению Президента США, на долговременные и плодотворные связи между Россией и США, если он действительно сменит нынешний «подготовительный период» с его взаимными признаниями и выражением стремления к эффективному партнёрству, обещает оздоровительные шаги в направлении укрепления стратегической стабильности. Заявление Президента США о планах значительного сокращения ядерного потенциала США можно только приветствовать

Россия два года предлагает США сократить количество боевых блоков в СЯС до 1500 и не получает от них согласия на снижение до этого уровня.

Россия согласна пересмотреть отдельные параметры Договора по ПРО-72 при сохранении его основы, то есть статьи 5 Договора по ПРО: «Каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развёртывать системы или комплексы ПРО морского, воздушного, космического и мобильно-подвижного базирования».

Видимо, если не будет достигнуто соглашение по сохранению Договора ПРО-72, то основным принципом в определении ответных мер на создание НПРО будут асимметричные действия, так как они являются оптимальными по критерию «стоимость-эффективность».

Об авторе
Коробушин Варфоломей Владимирович, генерал-полковник, первый вице-президент Академии военных наук