Доклады на конференции
по вопросам стратегической стабильности

Евгений Бужинский
О ВЛИЯНИИ МИЛИТАРИЗАЦИИ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА НА СТРАТЕГИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
(тезисы выступления)

С самого начала деятельности человечества по исследованию и использованию космического пространства военные интересы являются одним из решающих факторов ее осуществления. Для реализации этих интересов были созданы и в настоящее время широко используются отдельные космические аппараты и целые орбитальные группировки, которые обобщенно можно назвать военно-космическими системами. Эти системы предназначены для решения задач предупреждения о ракетном нападении, наблюдения и разведки, связи, навигации, метеорологии и т.п. Такие космические системы, хотя и имеют военную направленность, но они, разумеется, не являются оружием, поскольку не предназначены для поражения средств противника в вооруженной борьбе и не создают угрозы нападения в космосе и из космоса.

На космические средства наблюдения и разведки возлагается основная нагрузка в вопросах контроля за выполнением соглашений по ограничению вооружений, перемещению войск и военной техники.

Космические аппараты предупреждения о ракетном нападении, позволяют осуществлять глобальный мониторинг пусков ракет и обеспечивать руководство государств, обладающих ядерным оружием и ракетным вооружением, информацией, необходимой для взвешенного анализа ситуации и адекватного реагирования на нее.

Космические средства обеспечения связи, навигации и метеорологии, применяемые в вооруженных силах по сути дела, являются гарантами безопасности международных транспортных сообщений и позволяют предотвратить опасные инциденты в воздухе и на море. Причем они во многом являются средствами двойного использования – как военного, так и гражданского. Интеграция военной и гражданской составляющих космической деятельности характерна для большинства государств, занимающихся космической деятельностью.

Исходя из значимости для международной безопасности космических средств в соответствии с рядом международных соглашений этим средствам нельзя чинить помехи, наносить повреждения, нарушать их функционирование и т.п. В некоторых случаях такое противодействие может быть истолковано как  факт прямой агрессии и повод к возникновению военного конфликта.

Таким образом можно констатировать, что нормальное функционирование космических систем различного назначения в целом способствует поддержанию стратегической стабильности и международной безопасности. По нашему мнению, любое государство,

участвующее в осуществлении космической деятельности, заинтересовано в том, чтобы были сняты любые опасения по поводу возможности вмешательства в работу национальных космических систем или создания условий, при которых будет существенно ограничен, затруднен или даже прекращен доступ к использованию космических средств и их вывод в космос.

Российская Федерация строго соблюдает принятые на себя обязательства по осуществлению комической деятельности в соответствии с международным правом, в интересах дальнейшего развития сотрудничества и взаимопонимания. Это относится, в первую очередь, к выполнению обязательств по отказу от использования силовых угроз или применения силы в космосе или из космоса.

В целом, на наш взгляд, существующие военно-космические системы выполняют сдерживающую и стабилизирующую функцию, используются в соответствии с существующими нормами международного права.

Вместе с тем, у нас не могут не вызывать самой серьезной озабоченности планы создания и развертывания космического оружия.

В нашем понимании “Космическое оружие” - это системы или устройства, основанные на любых физических принципах, выводимые на орбиту вокруг Земли или размещаемые в космическом пространстве каким-либо иным образом, которые могут быть созданы или переоборудованы для уничтожения, повреждения или нарушения нормального функционирования объектов в космосе, а также на поверхности Земли или в ее воздушном пространстве.

То есть космическое оружие создается для непосредственного поражения средств противника и по своему характеру может быть как оружием массового уничтожения, так и обычным. В этом и состоит принципиальное отличие военно-космических систем от космического оружия.

Вывод в космос систем оружия различного назначения может привести к подрыву всей существующей структуры договоренностей по ограничению вооружений, прежде всего ракетно-ядерных, и стимулировать новый виток гонки вооружений с выходом ее на качественно новый уровень. Мы считаем, что космос должен оставаться сферой сотрудничества и взаимопонимания, а не конфронтации, подозрительности и угроз.

Мы глубоко убеждены в том, что превращение космического пространства в потенциальный “театр военных действий” таит в себе существенные угрозы подрыва стратегической стабильности и международной безопасности.

Любые системы оружия, которые планируется к размещению в космическом пространстве, будут иметь свою направленность, свои цели. Такими целями могут быть либо космические системы, либо определенные объекты на поверхности Земли или в ее атмосфере и космическая система оружия рано или поздно может быть использована по своему прямому назначению.

Причем такое применение может произойти и без воли тех, кто вывел это оружие на орбиту. Даже не особо искушенному эксперту понятно, что космическое оружие представляет собой весьма сложную с технической точки зрения конструкцию. И в таких устройствах вероятность техногенной ошибки или технического сбоя в работе довольно велика, а последствия для человечества могут быть весьма серьезными. Психологическое воздействие самого наличия оружейного космического колпака на человечество будет огромным.

Далее. Сторона, обладающая космическим оружием, будет иметь возможность практически беспрепятственно вывести из строя основные космические системы другой стороны, которую она посчитает своим противником, нанеся ему тем самым практически невосполнимый технологический урон. Ведь ни для кого не секрет, что создание любого космического аппарата и его вывод в космос требуют значительных материальных и временных ресурсов, которые исчисляются миллионами долларов и месяцами, а иногда и годами. При этом значительный ущерб будет нанесен не только военной компоненте космической группировки. Ввиду значительной интеграции в использовании космической техники как военных, так и гражданских пользователей, а по отдельным космическим программам (например, космическая метеорология и навигация) и большого количества государств и международных организаций повреждение или вывод из строя таких систем скажется на всем мировом сообществе.

Если говорить о военном аспекте применения космического оружия по наземным и воздушным целям, то под непосредственной угрозой ударов из космоса могут находиться ряд стратегических объектов государств, нормальное функционирование которых напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности.

Прогноз такого развития ситуации вызовет естественную реакцию по повышению защищенности как космических аппаратов, так и наземных элементов, вплоть до стремления к упреждающему поражению космических аппаратов противника. Кроме того, в этом случае следует отметить и то, что результаты возможного воздействия космического оружия на биосферу Земли могут иметь пагубные последствия для всего человечества.

Следовательно, космическое оружие можно отнести к новому виду стратегического оружия. Исходя из этого, в результате появления оружия в космосе, та сторона, которая будет его иметь, получит значительные стратегические преимущества. По существу, она сможет монополизировать доступ в космическое пространство и его использование, что практически означает установление суверенитета над космосом, что на наш взгляд в корне недопустимо.

Одностороннее владение таким компонентом стратегических вооружений, как космическое оружие, будет в какой-то мере стимулировать попытки провести переустройство мира, установить диктат в отношениях между государствами, ввести в практику международных отношений попытки разрешения споров силой или силовыми угрозами.

Вместе с тем, история человечества показывает, что получение таких односторонних стратегических преимуществ одной из сторон, неизбежно приведет к принятию ответных мер со стороны других государств в целях обеспечения своей национальной безопасности.

Мы полагаем, что меры, которые могут быть предприняты в случае развертывания в космическом пространстве оружия, как симметричные, так и асимметричные, могут свести на нет все усилия мирового сообщества в области разоружения, привести к раскручиванию маховика гонки вооружений не только в космосе, но и на земле как в ядерной, ракетной, так и в других сферах, придать мощный импульс процессу дальнейшего распространения ОМУ и средств его доставки.

Таким образом, появление в космическом пространстве оружия любого рода может привести к самому серьезному осложнению международной обстановки, связанному с созданием атмосферы взаимного недоверия и подозрительности. Это будет фактически означать откат к временам “холодной” войны. Тот огромный потенциал, который наработало человечество в вопросах поддержания международной безопасности и развития взаимоотношений, может быть серьезно подорван. В отношениях между государствами возникнет атмосфера недоверия, подозрительности и страха. В этой связи возникает вопрос – хочет ли мировое сообщество такого развития событий? Уверены нет

Следует отметить, что такая сфера военной деятельности как использование космоса в военных целях конечно же, не могла остаться вне сферы внимания международного права. Однако недостаточное совершенство международно-правового режима, который осуществляет регулирование военно-космической деятельности все же оставляет возможность, обходя существующие правовые нормы размещать в космическом пространстве отдельные виды оружия.

Одна из таких опасностей кроется в возможном размещении в космическом пространстве отдельных элементов, включая средства поражения, планируемой к развертыванию национальной ПРО США.

Учитывая, что в настоящее время в космосе не размещено никакого оружия, мы полагаем целесообразным в самое ближайшее время приступить к выработке международного соглашения, направленного на предотвращение появления в космическом пространстве любых видов оружия. Ведь проще прийти к такому соглашению сейчас, чем в будущем, когда космическое оружие будет создано и развернуто и нужно будет договариваться об ограничении или уничтожении систем космического оружия. Именно на практическую реализацию этого предложения и направлена инициатива Российской Федерации, которая была выдвинута в ходе проведения Московской международной конференции “Космос без оружия – арена мирного сотрудничества в 21 веке” в апреле 2001 г. Свое дальнейшее развитие она получила в выступлении Министра иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванова на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре с.г. Суть наших предложений - подготовка всеобъемлющей международной договоренности о неразмещении оружия в космосе, неприменении силы или угрозы ее применения в отношении космических объектов. Такая договоренность могла бы содержать, в частности следующие элементы:

- использование космического пространства в соответствии с международным правом;

обязательство не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с любыми видами оружия;

обязательство не прибегать к применению силы или угрозы ее применения в отношении космических объектов;

установление механизма контроля за выполнением такой договоренности на основе мер доверия и открытости в космической сфере.

Первым практическим шагом в этом направлении могло бы стать введение моратория на размещение в космосе боевых средств до достижения международным сообществом соответствующей договоренности.

Наши предложения не преследует цели ущемить интересы какого-либо государства, они направлены на совместный поиск путей предотвращения гонки вооружений в космосе. Оружие в космосе – это тот джин, которого нельзя выпустить из бутылки – в этом состоит наша общая задача.

Космическое пространство является общим наследием всего человечества и интересам мирового сообщества в целом, отвечало бы его освоение в мирных целях. В связи с этим мы считаем, что любое государство, независимо от его научного, экономического или технического потенциала, заинтересовано в сохранении космоса свободным от какого бы ни было оружия.

Об авторе:
Бужинский Евгений Петрович, генерал-майор, заместитель начальника Международно-договорного управления ГУМВС МО РФ