Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Армаган Колуглу (Armagan Kuloglu)
Начальник геополитического и стратегического управления, Центр Евразийских стратегических исследований, Турция
НОВОЕ ПОНИМАНИЕ УГРОЗ ПОСЛЕ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ" И ОБСТАНОВКА В ТУРЦИИ

Окончание холодной войны вызвало радикальные перемены во взглядах всех государств на национальную безопасность и внешнюю политику. Эти перемены во взглядах на традиционные проблемы безопасности можно кратко свести к трем основным пунктам:
Первое: в то время, как глобальные проблемы отходят на второй план, все большую важность приобретают региональные проблемы. Соответственно, главной проблемой становится угроза возникновения региональных конфликтов как результат нестабильности. Небезынтересно, что этим проблемам придавалось особое значение и в Доктрине национальной безопасности Российской Федерации 1993-2000 гг. и Стратегии национальной безопасности США. Этот факт свидетельствует о прекращение существования биполярного мирового порядка времен "холодной войны". В виду нового понимания угроз в Турции была утверждена стратегия, основанная на глобальных факторах, сочетающая стратегическое сдерживание, защиту передовых рубежей, пути реагирование на чрезвычайные ситуации и реструктуризацию.
Второе: распространение баллистических ракет большой дальности, снаряженных оружием массового поражения, увеличение их дальности и модернизация традиционных комплексов вооружения. Угроза, возникшая вследствие обладания недемократическими государствами ракет большой дальности, может превратить многие районы в зоны боевых действий, сделать уязвимыми многие гражданские объекты и на длительный срок парализовать общественную и экономическую жизнь, особенно в городах.
Третье: появление нетрадиционных угроз. Конфликты низкой интенсивности привели к изменениям в традиционных системах вооружений и характера ведения боевых действий. Это означает, что классические армии вынуждены прибегать к нетрадиционным средствам и методам ведения боевых действий, причем становится невозможным выиграть войну за короткий период времени. Центр тяжести длительных вооруженных столкновений перемещается в социальную и политическую среду. В такой обстановке для решения новых задач, которые теперь называются "операциями невоенного характера", возникает необходимость пересмотра существующего оснащения и боевых задач вооруженных сил. На армию теперь могут возлагаться такие функции, как установление и поддержание мира, наблюдение и контроль за выполнением соглашений по разоружению, охрана границ и акваторий, поисковые и спасательные операции, борьбе с наркобизнесом, борьба с контрабандой людей и восстановление районов, разрушенных в ходе боевых действий. Нормализация работы управленческих структур в зонах конфликтов, усиление политической власти и сотрудничества военных и гражданских властных структур могут стать наиболее приоритетными задачами в будущем. Естественным результатом всех этих преобразований стал пересмотр функций и структуры вооруженных сил.
Легкость распространения оружия массового поражения, трудности по контролю над таким оружием и увеличение дальности ракет мотивируют США создать Национальную ПРО, известную в прошлом как "Звездные войны".
С окончанием "холодной войны", в условиях, когда США остались единственной сверхдержавой, Россия и Китай конкурируя друг с другом, продолжают усилия по поиску сфер сотрудничества.
Российская Федерация хочет защитить политическую целостность и неделимость, как это было ранее, развивать экономику, сохранить свой контроль над природными ресурсами, возобновить политическое господство на Кавказе и в центральной Азии, и вернуть себе место сверхдержавы на мировой арене.
Стратегия Китая состоит из следующих пунктов: после обеспечения безопасности на севере и северо-западе страны, добиться превосходства на юге, в Тихоокеанском регионе и в Азии, став в рамках этого образования экономически доминирующим государством, и занять свое место сверхдержавы на мировой арене.
Эти государства с похожими стратегиями, несмотря на соперничество друг с другом, считают сотрудничество интересным лишь для реализации своих планов в азиатском регионе.
Турция внимательно следит за всеми переменами, произошедшими после окончания "холодной войны". Развал Советского Союза привел к образованию Содружества независимых государств; перестал существовать Варшавский договор, затем произошел крах Социалистической федеративной республики Югославия в результате гражданской войны, в регионе возникли новые политические границы. После вторжения Ирака в Кувейт началась война в Персидском заливе, что привело к отсутствию твердой власти в Северном Ираке. С началом мирного процесса на Ближнем востоке, была создано Палестинское национальное руководство, а в результате изменений на Кавказе возросло количество соседей Турции.
Турция расположена в важном регионе с повышенной напряженностью. Соседние регионы богаты нефтяными ресурсами. Близость к богатым нефтяным регионам, суверенное владение Босфором и Дарданеллами, возможность контроля над Черным и Эгейским морями, а также восточным Средиземноморьем, близость к Кавказу и Ближнему Востоку и, наконец, географическое расположение на стыке трех континентов позволяют считать Турцию ключевым государством в регионе. Это местоположение несет дополнительные геополитические выгоды, если государство сильное, либо геополитические трудности, если государство слабое.
Благодаря своему расположению и структуре Турция имеет все возможности стать страной, где соприкасаются, пересекаются или совпадают различные ценности и культуры. Границы Азии и Европы проходят через Турцию. До недавнего времени здесь проходила граница между блоком НАТО и странами Варшавского договора. Турция представляет собой своеобразные ворота перехода от однопартийной политической системы в многопартийные системы, из либеральных экономических систем в командную экономическую систему, а также дверью из западных культур в восточные культуры, из ислама в христианство. Вследствие всех этих причин на территории Турции не может существовать слабых государств.
Турция, являясь членом НАТО, даже после Холодной войны может играть заметную роль в поддержании мира и стабильности как в своем, так и в других регионах. В нынешней ситуации Турция может столкнуться со следующими угрозами:
1. Терроризм как угроза безопасности и стабильности;
2. Наркобизнес и контрабанда оружия;
3. Возрастающее влияние религиозного фундаментализма;
4. Распространение оружия массового поражения и нестабильная ситуация в странах, обладающих таким оружием;
5. Широкомасштабные миграционные потоки;
6. Этнический национализм;
7. Нестабильность и опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в некоторых регионах;
8. Экономические проблемы;
9. Неравномерное распределение природных ресурсов.

Все эти угрозы включены в недавно разработанную НАТО стратегию безопасности.
Вышеупомянутые угрозы представляют опасность не только для стабильности в Турции, но и для всего мира. Эти проблемы существуют на Балканах, Кавказе, Ближнем востоке и Евразии, и все они хорошо знакомы Турции и находятся под ее пристальным вниманием. События на Балканах ясно показали нам, насколько Запад далек от участия в проблемах мира и стабильности данного региона. Ответственность Турции за Балканский регион создает необходимость ее самостоятельных активных действий.
Обстановка на Кавказе не очень отличается от обстановки на Балканах. Все еще актуальна проблема разногласий между Азербайджаном и Арменией, а также этнических конфликтов в регионе. Мы считаем, что обеспечить безопасность и стабильность на Кавказе за короткий период времени невозможно.
С другой стороны, из-за споров, длящихся на протяжении веков, Ближний восток представляет собой регион, в котором чаще всего происходят столкновения. В рамках разрабатываемого нового подхода этот регион служит наглядным примером всех потенциальных источников угроз. Турция выражает желание способствовать разрешению существующих споров на Ближнем востоке, Балканах и Кавказе. Долговременный мир, который можно было бы достичь в регионе, может привести к перераспределению ресурсов: средства, направляемые на создание вооружений, в особенности оружия массового поражения, могут пойти на увеличение благосостояния своего народа.
Другой проблемой, вызывающей беспокойство Турции, является курдский сепаратизм и существование Национальной курдской армии как террористической организации. На протяжении длительного времени террористы получают поддержку из некоторых государств региона, преследующих свои политические цели, что стало серьезной проблемой для Турции. Эта проблема перешла на качественно новый уровень в результате уникальной ситуации в северном Ираке, которая сложилась после войны в Персидском заливе.
Стремительный рост этнических сепаратистских движений и возрастание роли региональных политических деятелей изменило приоритеты политики безопасности Турции. С появлением в Центральной Азии независимых тюркских республик возникла новая политическая среда. Турция перестает рассматривать Российскую Федерацию, преемника СССР, как потенциального противника.
После войны в Персидском заливе Турции приходится жить с рядом взрывоопасных соседей. Вследствие этого, кроме экономических проблем Турция столкнулась с возрастающими этническими проблемами и угрозой применения против нее оружия массового поражения.

Отношения с Балканскими странами:
На сегодняшний день между Грецией и Турцией стоят следующие проблемы: снятие вооружения с островов в Эгейском море; континентальный шельф; воздушная пространство; территориальные воды; маленькие острова и скалы, суверенитет которых не определен; границы района полетной информации, национальные меньшинства. Для того чтобы ослабить Турцию, Греция пытается различными способами и на различных уровнях использовать против Турции все вышеупомянутые проблемы. Реальная же цель Греции заключается в том, чтобы заставить Европейский союз поддержать одну из сторон по спорным вопросам, делая вид, что поддерживает принятие Турции в ЕС. Проблема отношений с Грецией представляется неразрешимой в короткой и среднесрочной перспективе.

Отношения со странами Кавказа:
Для того чтобы разобраться в ситуации в регионе, необходимо принять во внимание политику РФ на Кавказе. Россия имеет целью положить конец влиянию стран, которые представляют угрозу ее историческим, военным, политическим и экономическим интересам. Она рассматривает этот регион как зону своих близких интересов, осуществляя сотрудничество с Арменией, продолжает попытки сохранить свое присутствие на Южном Кавказе и совместно с Ираном пытается создать ось Россия-Армения-Иран.
Очевидно и то, что ввиду языковых, религиозных, культурных, этнических и исторических связей Турция стремится развивать более тесные отношения с Азербайджаном. В политике на Кавказе, преследуя свои интересы, Турция одновременно пытается найти пути сотрудничества с Россией. Особенно важное место в политике, осуществляемой в этом регионе, занимают коридоры для энергоресурсов.
Грузия важна для Турции вследствие своей географической близости. Представляется возможным говорить о стратегическом сотрудничестве в рамках обеспечения мира и стабильности в регионе. В то же время США, Европа и особенно Германия предпринимают усилия для того, чтобы оказывать влияние на Грузию.
В отношениях между Арменией и Турцией существуют некоторые проблемы, уходящие корнями в историю. В реальности эти проблемы возникают вследствие притязаний Армении к турецкой территории, в подтверждение которых нет никаких доказательств. Армянская диаспора использует риторические обвинения в геноциде для создания национальной тождественности. Вследствие обвинений в геноциде, который якобы имел место во время Первой мировой войны, документальные подтверждения которого появились только через 30 лет, отношения между Арменией и Турцией оставляют желать лучшего. Оккупация Арменией двадцати процентов территории Азербайджана является другой важной причиной нестабильности на Кавказе.

Отношения со странами Ближнего востока:
Иран, не желая видеть сильную Турцию в регионе, пытается экспортировать свой режим и поддерживает террористическую деятельность. Обладание Ираном ракет, способных доставлять на большие расстояния химическое и биологическое оружие и попытки увеличения их дальности, рассматривается как один из источников нестабильности в регионе.
После войны в Персидском заливе Турция выражает высокую озабоченность в отношениях с новым Ираком, а также в его политической и территориальной целостности. Размеры ущерба, причиненного Турции Национальной курдской армией, которая воспользовалась отсутствием твердой власти к северу от 36 параллели, составляют приблизительно 100 миллиардов долларов. Турция пристально наблюдает за преобразованиями в Северном Ираке, и рассматривает как угрозу исходящий из данного региона террор. Декларация независимости или федерации в этом регионе будет представлять собой серьезную угрозу равновесию на Ближнем востоке.
В прошлом Сирия помогала и поддерживала Национальную курдскую армию как террористическую организацию, более того, она создала ее и осуществляла ее руководство. Несмотря на это, в последнее время отношения между Турцией и Сирией улучшились, потенциальной проблемой остается вопрос водных ресурсов.
Турция также неустанно наблюдает за отношениями между Израилем и Палестиной и хочет мира в этом регионе. Считается, что исторические связи Турции с Палестиной, наряду с региональным и стратегическим сотрудничеством с Израилем может помочь разрешить эти проблемы.

Отношения с Европейским Союзом:
Несмотря на то, что отношения между Турцией и Европейским Союзом прошли через период взлетов и падений, Турция по-прежнему выражает готовность стать членом ЕС. Но вызывает беспокойство то, что в рамках Безопасности и оборонной тождественности Европы Турция, не являясь членом ЕС, не принимает участия в процессе принятия решений по вопросам создания вооруженного контингента ЕС, хотя туда могут войти и войска НАТО. Позиция Турции по данному вопросу будет оставаться неизменной. Диктаторский характер действий ЕС в отношении некоторых проблем вызывает негативную реакцию турецкого общества. Можно ожидать, что отношения между Турцией и ЕС будут развиваться высокими темпами. Однако следует помнить о том, что так же, как Европа не может обойтись без Турции, так Турция не может обойтись без Европы.

Отношения с США:
Несмотря на то, что отношения между США и Турцией прошли через периоды взлетов и падений, в целом осуществляется сбалансированная двусторонняя политика, основанная на понимании взаимовыгодных интересов. США продолжают поддерживать Турцию как стратегического партнера как по вопросам вступления Турции в ЕС, так и в борьбе с терроризмом. Причиной интереса США к Турции, безусловно, является геополитическое положение Турции и интересы безопасности США в регионе. Но США настоятельно хотят, чтобы Турция не отвергала решение Безопасности и оборонной тождественности Европы использовать войска НАТО, не предоставляя место Турции в процессе принятия решений, как не член ЕС, что вызывает некоторое беспокойство. Ожидается, что по этому вопросу новая администрация США подойдет с большим пониманием к Турции, и в течение нового президентского срока отношения между Турцией и США будут продолжать улучшаться.

Отношения с Российской Федерацией:
Вековая рыночная экономика и демократическая система в Турции должны рассматриваться как главные факторы улучшения двусторонних отношений с Россией. Несмотря на то, что существуют некоторые проблемы, касающиеся методов и путей транспортировки энергоресурсов на запад, снижение напряженности на основе взаимопонимания, развитие дружеских отношений с приоритетом в экономической сфере укрепит доверие и расширит диапазон сотрудничества. Необходимо отметить, что инвестиции турецких бизнесменов в Россию и тот факт, что Турция является потенциальным покупателем энергоресурсов и вооружения, имеет благоприятное влияние на подход России к данному вопросу. Стратегическая важность России и Турции неизбежно влечет за собой улаживание разногласий и развитие сотрудничества в регионе. Понятно, что эту необходимость также осознает и Россия, понимая, что стратегическое сотрудничество выгодно обеим странам.

Отношения с Тюркскими республиками Центральной Азии:
После окончания "холодной войны" наряду с возникновением новых угроз и опасностей, для Турции были открыты новые возможности и альтернативы. Тесные этнические, культурные и психологические связи с этими странами заставили Турцию считать их естественными союзниками. Несмотря на некоторые серьезные экономические трудности, Турция развивает позитивные отношения с тюркскими республиками, и уже ощутим прогресс в различных областях.

Оценка и выводы:

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в течение 10-15 лет однополярный мировой порядок не претерпит существенных изменений, намного расшириться глобализация, информационные технологии достигнут очень высокого уровня, и между сверхдержавами не произойдет военных столкновений. Также можно предположить, что Россия и Китай будут продолжать попытки осуществления своих стратегий, причем Китай добьется наиболее существенных результатов. В соответствии с этим, существует вероятность возникновения региональных споров, но они не получат широкого развития вследствие вмешательства сильных держав, особенно США. В то же время будут продолжаться конфликты низкой интенсивности.
Наличие оружия массового поражения у государств, которых трудно контролировать, и возможность появления ракет, способных доставлять такое оружие на большие расстояния, останется самой большой угрозой безопасности. По нашим прогнозам, ЕС и НАТО будут продолжать расширяться, а "Безопасность и оборонная тождественность Европы" будет играть более значимую роль. Также можно ожидать, что наркобизнес и контрабанда людей будут продолжать расширяться высокими темпами.
Во время "холодной войны" Турцию называли "фланговой державой". Но в настоящей динамичной обстановке в рамках нового понимания концепции угроз НАТО, она стала "державой, находящейся на передовых рубежах".
Осознавая задачи и обязанности, налагаемые на нее в связи с ее историческим и современным геостратегическим и геополитическим положением, Турция будут продолжать активно участвовать в вопросах установления и расширения мира и стабильности в своем регионе и во всем мире.
В свете этих факторов можно сделать следующие выводы:
- Турция, помимо того, что может влиять на любые стратегии, направленные на ее регион и за его пределы, является государством, разрабатывающим собственную стратегию в регионе;
- Оставляя за собой роль моста между Азией и Европой, Турция стала региональным центром;
- Турции не является растущим гегемоном, как считают некоторые правительства, - это государство, которое хочет быть сильным, чтобы выжить на занимаемом географическом пространстве.
- Турция не является "потребителем безопасности", она создает эту безопасность. Она также способствует миру в регионе и во всем мире.
- Турция является образцом для тех государств, которые не имеют ни демократической и законодательной системы, ни светской государственной структуры.
- Турция занимает ключевую позицию в осуществлении экономической стратегии в Евразии, которая будет определять политику двадцать первого века.
Вследствие этих причин, Турция остается мощным центром силы и равновесия, с которым необходимо считаться.