Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Микаэль Мур (Michael Moore)
Советник Министра обороны Швеции
ВОЕННАЯ РЕФОРМА В ШВЕЦИИ
(Тезисы выступления)

1. Предыстория реформы

Решения по обороне 1992-1996 гг. предусматривали значительные сокращения личного состава, однако не было ни новой стратегии, ни концепции обороны.
Новый подход к планированию начался в 1997 году, когда и политики, и военные Швеции осознали приход перемен во многих областях:

В Европе и мире:
- Окончание холодной войны;
- Глобализация и интернационализация (экономики, торговли и т. д.);
- Новые виды конфликтов;
- Драматические изменения в Европе/ В североевропейском регионе с 1990 года;
- Начавшиеся интеграционные процессы между Востоком и Западом, но сохранившиеся очаги проблем и конфликтов вокруг Европы;
- Новые угрозы, опасности и вызовы безопасности Швеции.

Технический прогресс
- Быстрое техническое развитие в глобальных масштабах способствовало настоящему перевороту в военном деле; появления новых образцов боевой техники и вооружений

Шведское общество
- Новая инфраструктура, новые уязвимые сферы, новые возможности

Архитектура шведской безопасности
- Членство в Европейском Союзе
- Признание важности программы "Предотвращение кризисных ситуаций и их управление"
- Европа не может допустить развязывания войны или проявлений жестокости на континенте
- Стабильность во всей Европе важна для всех
- Солидарность, гуманность и следование нормам международного гуманитарного права.

Швеция участвует:
- Миротворческая деятельность и миссии наблюдателей ООН;
- Осуществление программ НАТО "Партнерство ради мира" и других;
- Стабилизирующая деятельность в составе ООН и НАТО на Балканах;
- Создание сил ЕС по предотвращению кризисов.

2. Реформа

Начало основной реформы шведских ВС - март 2000 года.
Цели:
Создание современных и гибких сил быстрого реагирования, вместо больших территориальных войск.
- Устранение громоздких организаций военного времени и мобилизационных институтов;
- Развитие объединенных, компактных высокотехнических сил и сил национальной обороны;
Большие сокращения необходимы, чтобы дать дорогу новым возможностям и функциям (при ограниченном финансировании):
Сокращения коснулись:
- Штабов ( с 25 до 6)
- Дивизий сухопутных войск, бригад, батальонов
- Надводных и подводных кораблей ВМС
- Батальонов морской пехоты и подразделений стационарной береговой артиллерии
- Эскадрилий ВВС
- Кадрированных частей (полков, морских баз, крыльев ВВС)
- Личного состава.

Новые возможности и функции:
- Действия в составе коалиционных сил и улучшенное взаимодействие
- Новые системы управления. Информационные сети
- Информационная борьба (в оборонительных целях)
- Подразделения РХБЗ
- Десантный батальон на новых вертолетах
- Новая структура тылового обеспечения и наем компаний для выполнения не боевых задач

Две "революции" в рамках реформы:
Интернационализация и объединение обороны в единую сеть

3. Интернационализация, объединение обороны в единую сеть и личный состав

Интернационализация обороны превращает ее из чисто шведской в коалиционную.

Реформа внесла изменения:
- Доктрина
- Учения и боевая подготовка
- Языковая подготовка
- Организация штабов и процедур
- Закупки / боевая техника

Объединенная в единую сеть обороны
Переход от традиционной структуры вооруженных сил к объединенные централизованные силы, является реальным шагом по пути демократизации и развития общества, идущего от эпохи индустриализации к эпохе знаний и информации. Эта высокотехнологическая концепция, отражающая развитию передовых технологий во всем обществе. Это наш ответ на американскую концепцию "Революции в военном деле".

Оборонная сеть рассчитана на предоставление доступа ко всей имеющейся информации и всем потокам разведданных в реальном масштабе времени для штабов и подразделений всех уровней объединенных в единую сеть.
Концепция опирается на три составляющие: превосходную разведку и информированность, улучшенного систему управления; гибких, точно применяющих огневую мощь сил и систем вооружений, пригодных для конфликтов любого уровня.

Объединенная в единую сеть оборона необходима для того, чтобы:
- Наилучшим образом использовать общевойсковые силы в любых видах конфликтов;
- Усилить действенность и своевременность управления, что позволит войскам быть в нужном месте в нужное время;
- Избежать ненужных потерь и сопутствующего ущерба;
- Избежать случаев, когда средства массовой информации первыми давали комментарии для общественности, вместо официальных политических и военных лиц;
- Наилучшим образом использовать современные силы и средства (для Швеции - это многоцелевой самолет "Грипен", системы радарного слежения, корветы сниженной заметности, морские десантные батальоны, механизированные подразделения, оснащенные танком "Леопард II и CV 90), соединив их вместе в единую информационную сеть!

Мы уже начали идти по этому пути, определив ежегодные задачи до 2010 года.
- Решающей составляющей будет информационная архитектура, обеспечивающая обработку информации из многочисленных источников и автоматизированных систем.
- В максимально высокой степени предусмотрено использование коммерчески доступных технологий.

Личный состав
Реформа требует нового, более пристального внимания к системе призыва и набора личного состава.
Мы заостряем внимание на:
- Качестве и компетентности на всех уровнях;
- Совершенствовании системы призыва. Допустимо уменьшение численности л.с. при большей гибкости в сроках прохождения службы и боевой подготовки;
- Развитие системы подготовки офицеров и солдат-резервистов;
- Привлечение высококвалифицированных гражданских специалистов на всех уровнях.