Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Игнасио Рей (Ignacio Pedrosa Rey)
Советник заместителя Министра обороны Испании
ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОМУ СОСТАВУ: ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ И ПРИЗЫВ, ПОДГОТОВКА К НОВЫМ ЗАДАЧАМ И ОПЕРАЦИЯМ В СОСТАВЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ СИЛ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ.

ВВЕДЕНИЕ

Вторым по значению следствием изменений в военно-стратегической обстановке, произошедших в последние годы, после исчезновения угрозы национальным границам стало уменьшение численного состава вооруженных сил. Для того чтобы соответствовать рискам, существующим во все более безопасном, но все менее стабильном окружении, обычно требуется развертывать войска за пределами национальной территории, а это обуславливает необходимость соответствующей подготовки личного состава. В связи с этим большинство народов в нашей части света демонстрируют стремление к отказу от призыва. Это стремление и привело к решению прекратить комплектование вооруженных сил на основе воинской обязанности, и это решение скоро вступает в силу в Испании.
В то же время техническая революция дала совершенно новые виды оружия и военной техники, правильное использование и обслуживание которых требуют высокоспециализированного персонала.
Эти обстоятельства несомненно требуют значительно более высококвалифицированного личного состава, для чего в свою очередь необходимы решения, позволяющие привести в соответствие численность вооруженных сил и их качество и уровень подготовки.
Помимо упомянутых стратегических и технических причин, есть еще одна. Испанское общество требует отмены обязательной военной службы. Общество находит неприемлемым положение, когда лишь небольшая часть населения несет военную службу, поскольку женщины и значительное число мужчин - по медицинским и прочим основаниям - не могут нести обязательную военную службу. Эти причины заставили правительство сделать выбор в пользу модели полностью профессиональных вооруженных сил, отдав предпочтение этой, а не смешанной, модели.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

15 октября 1996 г. испанским парламентом была создана Совместная комиссия Конгресса и Сената, задача которой заключалась в разработке модели будущих профессиональных Вооруженных Сил и графика перехода к этой модели. Комиссия представила свой отчет, и в середине 1998 г. он был утвержден Парламентом. Помимо прочего, устанавливались следующие принципы:
- все составные части ВС формируются на полностью добровольной и профессиональной основе без дискриминации по половому признаку как в отношении офицеров, так и в отношении рядового и сержантского состава;
- целью подготовки личного состава является удовлетворение нужд Вооруженных Сил с учетом личных устремлений военнослужащих. Подготовка ведется на основе адекватной системы, обеспечивающей либо должностной рост, либо возвращение в гражданскую жизнь. При этом выигрывает общество в целом, поскольку оно получает хорошо подготовленных и опытных профессионалов.
- адекватные боевая техника и вооружение. В соответствии с современными тенденциями, соотношение затрат на личный состав и боевую технику и вооружение составит 50%:50% в среднесрочной перспективе и 40%:60% в дальнейшем.


ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ МОДЕЛИ

Основные параметры новой модели профессиональных Вооруженных сил сформулированы в вышеупомянутом Отчете Совместной комиссии Конгресса и Сената. В их числе максимальный численный состав, основные характеристики видов ВС, а также набора и подготовки профессиональных военнослужащих. Отчетом определены и рамки переходного периода, необходимого для реализации новой модели без нарушения нормального функционирования Вооруженных сил.

Закон №17/1999 "О личном составе Вооруженных сил" устанавливает, помимо прочих основных аспектов модели, требования к личному составу Вооруженных сил, задачи различных сил и категорий военнослужащих, а также правила приема на военную службу, подготовки и профессионального роста. Кроме того, предусматривается возможность дополнительного привлечения резервистов в случае необходимости.

Что касается организационной структуры, которая имеет решающее значение для обеспечения жизнеспособности новой модели, то здесь были приняты необходимые меры для оптимизации и рационализации существующих структур и внутриведомственных процедур Министерства Обороны с целью повысить эффективность использования имеющихся ограниченных человеческих ресурсов и сократить соответствующие бюджетные расходы.

Личный состав
Закон определяет, что общее число офицеров и сержантов составляет 48 000, а общая численность профессиональных солдат, матросов и морских пехотинцев - от 102 000 до 120 000 человек.
Снижение численности до этого уровня является делом очень непростым, если учесть, что в 1984 г. общая численность личного состава составляла 373 000 человек, в том числе 66 500 офицеров.
В соответствии с текущими документами оборонного планирования, число офицеров составляет 48 000 человек, а численность профессиональных солдат, матросов и морских пехотинцев - 110 500 человек.
Двумя основными механизмами, позволившими постепенно снизить численность офицеров являются следующие. Во-первых, число офицеров и сержантов, поступающих на службу в ВС, было ограничено рамками от 50 до 70% среднего ежегодного числа увольняющихся в запас в течение ближайших 10 лет, и во-вторых, число офицеров с фиксированным сроком службы было увеличено так, чтобы получить необходимое соотношение с числом кадровых офицеров.

Принцип равенства возможностей
Одним из самых примечательных аспектов модели новых Вооруженных Сил является схема должностного роста офицеров-женщин.
Действовавшее ранее законодательство открывало женщинам дверь в Вооруженные Силы, хотя им и не разрешалось занимать определенные должности в частях и подразделениях. Теперь, когда обязательная военная служба - а она касалась только мужчин - отменена, в Вооруженных Силах применяется принцип равенства возможностей со всеми вытекающими из него последствиями, поэтому любые различия между полами в профессиональных возможностях должны быть уничтожены. Особые положения, касающиеся только женщин и регулирующие такие вопросы, как форма одежды, размещение и медицинское обслуживание в связи с беременностью и родами, будут сохранены, с тем, чтобы обеспечить подлинное равенство. В этой связи будут установлены разные требования к уровню физической подготовленности, предъявляемые к мужчинам и женщинам, желающим поступить на военную службу или продолжить ее.

Резервы
Для обеспечения возможности использования дополнительных людских ресурсов в случае необходимости была установлена численность резервов по категориям: временная, добровольная и обязательная.

Профессиональные военнослужащие, завершившие службу в ВС, становятся временными резервистами. В течение периода продолжительностью от одного года до пяти лет (в зависимости от должности) они обязаны вернуться на военную службу в случае необходимости. Граждане Испании, которые подали заявления и прошли отбор на объявленные должности резервистов, становятся добровольными резервистами. Как временные, так и добровольные резервисты могут либо включаться в состав существующих частей и подразделений, либо сводиться в специальные отряды усиления. Законом предусмотрена возможность участия временных и добровольных резервистов в действиях ВС за пределами Испании.

Резервистами обязательной категории становятся граждане, которым соответствующий статус присваивается решением Правительства, утверждаемым Конгрессом, в случае оборонной необходимости. Законом предусмотрено право резервистов обязательной категории отказываться от призыва в ВС по морально-этическим соображениям, при этом достаточно простого заявления об этом. Такие лица направляются на службу в другие организации, действующие в общественных интересах, но не требующие использования оружия.

УРОКИ, КОТОРЫЕ МЫ ИЗВЛЕКЛИ

Сегодня, в условиях жесткой ограниченности бюджета, нашей главной заботой и трудностью является, без сомнения, привлечение граждан в ВС и удержание их на службе. Трудность состоит в том, что и набор на военную службу, и снижение текучести кадров являются проблемами одновременно. Набор необходимого числа людей стал трудной задачей еще года два назад. Сейчас мы стараемся понять, почему военная служба потеряла привлекательность в глазах нашей молодежи, и принимать меры для выполнения задач по набору. Текучесть кадров также стала большой проблемой, поскольку процент солдат, подписывающих новый контракт, особенно после истечения срока первичного контракта, постоянно снижается.

Изучив ситуацию, мы пришли к выводу, что наши проблемы мало отличаются от проблем других профессиональных Вооруженных Сил. Вкратце они таковы:

- Экономика процветает, что создает более привлекательные возможности по сравнению с военной службой.
- Рождаемость в Испании - самая низкая в Европе.
- Отсутствие интереса к военной службе.
- Нежелание уезжать из дома в поисках работы.

Для преодоления этих трудностей мы проводим в жизнь следующие решения:

- Программы повышения качества жизни.
- Улучшение контрактных условий службы.
- Повышение денежного содержания и размера премиальных выплат при заключении повторного контракта.
- Предоставление лучших возможностей получения образования для продвижения по службе и получения сержантских званий.
- Обеспечение равенства возможностей.
- Увеличение доли контрактов с частным сектором на предоставление услуг Вооруженным Силам.

ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ НОВЫХ ЗАДАЧ И ДЕЙСТВИЯМ В СОСТАВЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ СИЛ

Поскольку конфликты низкой интенсивности получают все большее распространение, вытесняя обычные организованные боевые действия, то наши армии часто используются для выполнения различных задач в составе многонациональных контингентов. А так как каждый конфликт является уникальным, то и войска должны получать различную подготовку.

После того, как задача определена, первое, что необходимо сделать - это принять решение по составу тактической группы, которой предстоит задачу выполнять. Когда и это решение принято, группа формируется и начинается ее подготовка.

Подготовка может занимать от пяти до десяти недель в зависимости от поставленной задачи и опыта участия в подобных действиях, которым располагают войска. Первая часть программы подготовки отрабатывается в подразделениях, а в вторая часть представляет собой выполнение всех упражнений в составе тактической группы. Программа предусматривает стрельбы, изучение и разбор полевой обстановки, а также решение всех прочих вопросов, которые могут возникнуть на практике (юридических, медицинских и пр.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Испания в настоящее время находится на последнем этапе перехода к полностью профессиональным Вооруженным Силам. К концу нынешнего 2001 года этот процесс будет завершен. Некоторые проблемы не решены и, вероятно, для их решения потребуется еще некоторое время. Однако такие решения будут найдены, и мы надеемся, что нам удастся скоро решить эту задачу, задачу, стоящую не только перед Вооруженными Силами, но и всем испанским обществом в целом.