Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Виктор Рябчук
Академик Академии военных наук, Общевойсковая Академия ВС РФ
ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НОВЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ И СТРАТЕГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

Актуальность обсуждения основных направлений военного строительства в европейских странах, в т.ч. России, на наш взгляд, связана с историческими особенностями их развития. В ходе предыдущих пленарных заседаний коллеги из целого ряда европейских государств проинформировали нас о своем выборе в начале XXI века и высказали свое мнение по военному строительству в своих странах. Мы благодарны им за это. И, в свою очередь, хотели бы поделится своими соображениями по проблеме дальнейшего развития системы военного образования в новых условиях
К основным факторам, оказывающим наибольшее влияние на преобразование армии и системы ее подготовки в условиях новых оперативных и стратегических требований мы относим:
1. Собственно исторический опыт и объективные беспристрастные выводы из него;
2. Тенденции изменения характера военных угроз и роли Вооруженных Сил в их разрешении и предотвращении;
3. Рост влияния и возможностей информатизации, компьютеризации и новых технологий на формы и методы подготовки военных кадров;
4. Собственно военный фактор, в условиях новой стратегической обстановки в Европейском регионе, связанный с реформированием Вооруженных Сил и оптимизации сети военных вузов.
Перефразируя известное выражение Шарля де Голя, мы ведем речь об армии, которая нужна России. Фундаментом такой армии, в первую очередь, выступает ее офицерский корпус. Предназначение Общевойсковой академии в том и состоит, чтобы обеспечить воинские подразделения высокопрофессиональными офицерским кадрами.
Уже сегодня Общевойсковая академия представляет собой новый тип вуза России, объединившего многоуровневую и многопрофильную подготовку офицеров, в том числе ряда иностранных государств. Мы располагаем развитой учебно-материальной базой, а также необходимой нормативно-правовой основой для осуществления образовательной деятельности. Более 60% преподавателей имеют ученые степени и звания, в том числе академиков, докторов наук и профессоров. Среди них есть ученые, труды которых изданы и изучаются в армиях других государств.
Мне хотелось бы акцентировать ваше внимание на преобразовании Российской системы образования, как одной из реальных областей вывода страны на перспективный путь развития. Именно такой путь был избран Россией Петра Великого 300 лет назад. В определенной степени на успешность нашего развития повлияло установившееся взаимовыгодное сотрудничество с некоторыми европейскими государствами. Диалектический путь развития сегодня вывел нас на широкое военное сотрудничество в различных областях военной деятельности.
Для нас, военнослужащих, военная опасность - величина постоянная. В нынешних условиях спектр военных угроз становится все более разнообразным. Причем, как уже отмечалось в ходе их анализа, для противодействия некоторым из них требуются совместные усилия многих стран. Это предполагает соответствующую подготовленность и воинских контингентов, в том числе основанную на общих принципах и учебно-материальной базе. Подтверждением этому служит операция по установлению и поддержанию мира на территории многих стран, в том числе в Югославии. Там действуют миротворцы, подготовленные как Россией, так и другими странами на общих принципах их обучения.
Применительно к новой стратегической обстановке в Европе заслуживает внимания опыт Министерства обороны Германии по раздельной подготовке сил реагирования и основных оборонительных сил, в соответствии с задачами по их предназначению.
Безусловно, задачи, решаемые ВС РФ, характеризуются иными пространственными и временными параметрами. Однако на уровне подготовки войск военных округов внедрение отдельных элементов такой системы нельзя исключить. Это можно отнести и к ротационной системе подготовки офицеров. Мы не можем полностью согласится с утверждением одного из ведущих американских специалистов господина Хантингтона, что офицер-профессионал - это тот, кто призван "управлять насилием", но в то же время сержанты и солдаты являются специалистами по его применению.
Мы опираемся на требования Александра Васильевича Суворова о том, что командир должен действовать "с умом, искусством и под ответом".
Поэтому мы стремимся развивать интеллект, талант и ответственность офицера за свои профессиональные действия перед государством, армией и обществом.
Что же представляет существующая в академии система обучения?
Общевойсковая академия осуществляет подготовку офицеров-специалистов в области управления воинскими частями и соединениями. При решении основных проблем мы исходим из того, что в аудиторных условиях офицера-управленца подготовить чрезвычайно сложно.
Поэтому основной упор мы стремимся сделать на совершенствовании системы оперативно-тактических задач и организации полевой выучки, с внедрением некоторых компьютерных форм обучения. Очевидно, что только созданием условий, схожих с реальными, в которых будут действовать наши выпускники, можно вести речь о качественной подготовке офицеров-управленцев.
Структура подготовки слушателей включает
изучение общепрофессиональных, гуманитарных, социально-экономических и общевоинских дисциплин в течении двух лет. При этом принципы обучения во многом схожи с теми, которыми руководствуются наши коллеги в европейских военных школах.
Эта система обучения в принципе нас удовлетворяла. Однако в условиях новых оперативных и стратегических требований необходимо ее дальнейщее совершенствование.
Каковы же основные направления совершенствования ситемы военного образования в России и, в частности, в нашей академии?
1. Адаптация системы подготовки офицерских кадров к реальным потребностям войск.
При этом мы стремимся использовать любые возможности для осуществления войсковой стажировки и практики офицеров в ходе их обучения. Большие надежды мы связываем с дистанционной заочной формой обучения офицерского состава.
2. Переход на систему государственного кадрового заказа.
Это позволит иметь достаточно четкие ориентиры в организации и осуществлении образовательной деятельности. Для этого мы уже располагаем Государственными общеобразовательными стандартами.
3. Оптимизация сети военных вузов
С ней мы связываем создание учебно-научных комплексов. Например, учебно-научного комплекса Сухопутных войск на базе нашей академии. Существующая структура подготовки офицерских кадров у нас позволяет это сделать.
4.Переход на широкое внедрение компьютерных форм обучения.
Уже сегодня некоторые кафедры широко применяют их, достигая интенсивности представления материала слушателям и курсантам, и используя другие преимущества такой подготовки.
5. Совершенствование полигонной базы академии.
На многие объекты существующей учебно-материальной базы мы смотрим под углом зрения их модернизации в соответствии с требованиями, вытекающими из реальных условий современных боевых действий, в том числе и в вооруженных конфликтах.
Но главное направление совершенствования военного образования состоит в том, чтобы научить офицеров-профессионалов творчески мыслить.
Перефразируя известный постулат Максима Горького, можно сказать: "голова слушателя - это не котелок, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь". А для этого нужен талантливый, широкообразованный, мыслящий педагог.
Вот почему командование Общевойсковой академии ВС РФ уделяет такое большое внимание подбору и подготовке профессорско-преподавательского состава академии, считая это одной из приоритетных своих задач.
Таковы вкратце наши взгляды на совершенствование военного образования в условиях новых оперативных и стратегических требований.
Благодарю за внимание.