Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Владимир Останков
Начальник Центра военно-стратегических исследований генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Угрозы безопасности и вызовы следующего десятилети

С окончанием "холодной войны" отошла на задний план опасность широкомасштабного вооруженного конфликта в Европе. Вместе с тем, окончание эпохи блоковой конфронтации не только не привело к отказу от применения военной силы в международных отношениях, но, в определенной степени, способствовало увеличению роли военных методов разрешения межгосударственных противоречий. На протяжении 90-х годов в Европе имели место ряд вооруженных конфликтов и локальных войн, ограниченность которых, как показали события в Югославии, весьма относительна.
Прежде всего, некоторые угрозы и вызовы безопасности европейским странам связаны с традиционным измерением политики безопасности, к которым , в частности, относится сохраняющийся раскол Европы. Пересмотр НАТО сложившейся после войны системы международного права, отказ от основополагающих принципов Устава ООН и Хельсинского Заключительного акта, возведение в норму права вмешательства во внутренние дела суверенных государств под соответствующими предлогами - все это ведет к тому, что некоторые действия Североатлантического альянса воспринимаются в России с определенной долей настороженности.
Потенциальную военную угрозу безопасности Российской Федерации, даже при отсутствии агрессивных намерений в данный момент, представляет наличие большого количества личного состава и военной техники НАТО вблизи российских границ и союзников России.
Расширение Североатлантического альянса и продвижение его военной инфраструктуры на Восток, неизбежно вызывают в российском руководстве и обществе такие исторические ассоциации, как срыв Восточного пакта, Мюнхенский сговор, советско-германский договор о ненападении.
Западноевропейская военно-политическая интеграция, хотя и не несет в себе непосредственных угроз безопасности России, однако является компонентом, дополняющим военную машину НАТО. Россия не может не принимать во внимание, что страны - члены ЕС, и в нынешнем составе, и в расширенном, в большинстве своем уже являются, либо станут членами НАТО и, одновременно - участниками европейских сил быстрого реагирования.
В случае игнорирования мнения России по вопросу дальнейшего расширения НАТО, а также применения ей военной силы в нарушение Устава ООН, возможен в той или иной форме возврат к временам "холодной войны". На практике это могло бы иметь своим следствием постановку вопроса об отказе от действующих договоров в области ограничения и сокращения стратегических вооружений и других соглашений в военной области. Такой поворот событий был бы губителен не только для России, но и для Европы и всего мира.
Примерно в током же ракурсе следует рассматривать и намерение США выйти из договора по ПРО 1972г. и создать национальную систему противоракетной обороны. Планы США по созданию национальной ПРО могут привести к снижению роли ядерного сдерживания, что грозит миру и европейским государствам драматической ломкой стратегической стабильности и усилением конфронтации между ними.
Нельзя полностью исключать того, что определенные круги США и Североатлантического альянса, в силу различных причин, ведут дело к тому, чтобы спровоцировать Россию на разрыв отношений с Западом и ее самоизоляцию. Обращает, в этой связи, на себя внимание попытка оправдать расширение альянса, якобы, имеющей место агрессивностью России. Дальнейшее расширение НАТО, ЕС, включая его военную составляющую, объективно ведет к появлению новых разделительных линий в Европе.
Новая расстановка политических и военных сил, связанная с ликвидацией биполярной системы международных отношений и стремлением США и НАТО утвердить себя в качестве единственного арбитра, ответственного за разрешение важнейших международных проблем, в определенной степени, реанимирует угрозы России, существовавшие в годы "холодной войны".
Увеличение военного потенциала отдельных стран и военно-политических союзов, исключающих возможность участия в них соседних государств, а также отсутствие твердых международно-правовых гарантий неприменения силы, вполне обоснованно может рассматриваться как потенциальный источник военной опасности, поскольку сила является достаточно постоянной и объективной величиной, а намерения - переменной и субъективной.
При оценке военно-политической обстановки, связанной с расширением НАТО и созданием европейских сил быстрого реагирования нельзя впадать в крайности. Нельзя поддаваться параноидальным страхам и эксплуатировать в обществе и государстве мнимые военные угрозы, вызванные превратным представлением об истинных интересах противоположной стороны. Но также наивно успокаивать себя заверениями, что война в Югославии - это совсем не про нас, что стремление США отказаться от договора по ПРО и сломать стратегическую стабильность, фактически поддерживаемое Великобританией, что планируемый рост военных ассигнований во многих странах и т.д. - совершенно безобидные вещи, не заслуживающие никакого внимания и не представляющие никакой опасности.
Чтобы повысить степень доверия и улучшить политический климат в Европе Россия, безусловно, заинтересована в развитии отношений с Евросоюзом, включая его военную составляющую.
Наряду с проблемами расширения НАТО и намерением США сломать стратегическую стабильность, в вопросах европейской безопасности на первый план выдвигаются новые вызовы и угрозы, с которыми в индивидуальном и коллективном порядке сталкиваются страны континента.
К их числу относятся, прежде всего, возникающие после окончания "холодной войны" в Европе вооруженные конфликты. Массовое применение силы в бывшей Югославии стало самым тяжелым испытанием для Европы, не знавшей подобных масштабных потрясений на протяжении всего послевоенного периода. Военное вмешательство НАТО в конфликт в СРЮ в марте-июне 1999г. поставило Европу перед рядом новых проблем. Одна из них состоит в том, что продемонстрированная НАТО претензия на право военной интервенции без санкции Совета Безопасности ООН или ОБСЕ еще более подрывает способность этих организаций решать возложенные на них задачи по обеспечению мировой и европейской безопасности. Другая проблема состоит в том, что косовский кризис обнаружил отсутствие у международного, в частности европейского сообщества государств, мирного способа разрешения острых внутренних конфликтов.
Вызовы и угрозы безопасности европейским странам связаны также с возникновением открытых конфликтов в странах бывшего СССР и проведением этнократической политики рядом новых независимых государств, которая порой приобретает характер этнических чисто. На территории бывшего СССР имеет место порядка 140 этнотерриториальных конфликтов, которые, по оценкам экспертов, вряд ли будут урегулированы в ближайшем будущем, что создает опасность их эскалации и втягивания в них других европейских государств. Вероятность разрастания внутренних конфликтов и агрессивного национализма в ЦВЕ и постсоветских государствах в настоящее время выступает в качестве одного из главных вызовов европейской безопасности.
Важным фактором формирования военных угроз безопасности европейских государтсв являются территориальные изменения, происшедшие в конце ХХ века. Появление новых государств и связанное с ним изменение политических границ, как правило, ведет к возникновению территориальных, экономических, этнических и прочих противоречий, для разрешения которых могут быть использованы вооруженные силы. Несмотря на происшедшие в мире изменения, еще не утратило своей актуальности утверждение лорда Д.Ж. Керзона о том, что "границы представляют собой лезвие бритвы, на котором покоятся дела мира и войны".
Современное международное право запрещает насильственное изменение границ, однако, наблюдается устойчивая тенденция противостоять принципам неприкосновенности и нерушимости границ другой принцип международного права - принцип национального самоопределения. В мире более ста государств имеют этнические меньшинства численностью более миллиона человек. В случае торжества принципа национального самоопределения на политической карте может появиться около 200 новых государств. По другим данным, существует 400 "микронационализмов", которые могут оформиться в государства. Их появление почти неизбежно приведет к возникновению вооруженных конфликтов, поскольку будет связано с перераспределением территории, собственности и власти.
Во многих европейских странах имеются политические силы, которые в той или иной форме выступают за изменение линии границы в пользу своих стран. Территориальные претензии, которые не высказываются пока на официальном уровне, в дальнейшем могут стать частью государственной политики. Существование планов создания "великой Албании", "Великой Румынии", и т.д., наряду с существованием острых противоречий на этнической почве в ряде государств нашего континента, свидетельствуют о том, что этнонационализм представляет серьезную угрозу безопасности странам Европы на длительную перспективу.
К сожалению, сепаратизм, который ведет к ломке государственных границ, поддерживается в некоторых случаях странами НАТО. Так, ряд государств Североатлантического альянса одними из первых признали суверенитет двух югославских республик - Словении и Хорватии, что немедленно привело к распаду страны на шесть новообразований.
Одним из источников вызовов и угроз безопасности европейским государствам является сохраняющийся, а в ряде случаев увеличивающийся разрыв в условиях социально-экономического развития между государствами Запада и Востока Европы. Наиболее развитые страны ЦВЕ по уровню ВВП на душу населения сопоставимы с беднейшими странами ЕС. Трудности переходного периода порождают опасность внутренней дестабилизации в отдельных странах, способной иметь трансграничные последствия. В этом плане, наиболее тревожным примером внутренней дестабилизации явился хаос в Албании в 1996-1997гг.
Новые вызовы безопасности европейским государствам не сводятся только к политике в области обороны, к росту вооружений, распространению ядерного оружия и т.д. К ним в не меньшей степени также относятся, массовая миграция населения, в том числе возросшие потоки беженцев, незаконный оборот наркотиков и торговля оружием, международный терроризм и организованная преступность.
Наибольшую угрозу безопасности России, а также европейским государствам, вызывает продолжение гражданской войны в Афганистане и связанная с ней активизация сил международного терроризма и наркоторговли. Согласно данным экспертов ООН в Афганистане в 1998г. опийного мака было собрано 2500т., в 1999г. - 4600, в 2000 - 7000. В 2001г. его урожай ожидается порядка 8000 т. Сегодня, по словам министра иностранных дел Великобритании, 90% всех наркотиков, поступающих в Европу, в частности в Великобританию, имеют афганское происхождение.
На территории Афганистана создана и расширяется сеть лагерей по подготовке боевиков из числа граждан различных стран. Эти базы используются как для экспорта радикального ислама, в том числе в европейских странах, так и для совершения террористических актов в различных уголках мира. Деятельность международных террористических организаций проявляется повсюду - от Америки до Африки, и Европа, к сожалению, не осталась от этого в стороне.
Транзит оружия, наркотиков из Афганистана и превращение его территории в базу для подготовки боевиков, проникающих в различные страны, в том числе Россию, требует принятия адекватных мер, направленных на нейтрализацию этой угрозы. В этой связи необходимо отметить, что еще в 1997 году Международная программа ООН по контролю за наркотиками разработала и предложила талибам проект, направленный на создание материальных условий для прекращения посевов опийного мака, рассчитанный на 10 лет, который предполагалось финансировать из расчета 25 млн. $ от добровольных субсидий стран-доноров. Однако ни одна страна не проявила готовности внести свой вклад в реализацию этого проекта. Очевидно, что настало время европейским государствам вновь обратить свои взоры к Афганистану.
Потенциальные угрозы европейским государствам, безусловно связаны с сохраняющимися очагами вооруженных конфликтов в других регионах. В этой связи, вызывают особую озабоченность отсутствие ощутимого прогресса в разрешении ближневосточного конфликта, а также сохранение напряженности вокруг Ирака. Опора на военную силу в обход существующих норм международного права неизбежно вызывает озабоченность значительной части мирового сообщества, усиливает взаимное недоверие, способствует продолжению гонки вооружений.
Деление вызовов и угроз безопасности европейским странам на военные и невоенные достаточно условно. Невоенные угрозы могут послужить причиной возникновения военных угроз.
Согласно данным экспертов ООН, в период до 2025 года наиболее быстро ( вдвое более высокими темпами) будет расти население Африки, удельный вес которого в общемировом балансе повысится с 13 до 20 %. В тоже время численность европейского населения должна уменьшится на 101 млн. человек, а его доля в общемировом балансе - сократиться с 12 до 7%. Таким образом, сокращение численности населения большинства европейских государств в условиях нарастающего демографического давления со стороны стран Африки и Азии может в обозримой перспективе инициировать возникновение внутренней нестабильности и социальных конфликтов, которые могут иметь вооруженный характер.
Очевидно, что в течении ближайших десяти лет страны Европы будут сталкиваться с разнообразными вызовами своей безопасности. Предстоящие десять лет, возможно, будут одними из самых сложных в европейской и мировой истории, когда многим государствам придется искать новые подходы к решению возникающих проблем. Россия заинтересована в сотрудничестве с государствами Европы в нейтрализации вызовов и угроз в целях обеспечения и укрепления безопасности на континенте


.