Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Сергей Коротков
Главное оперативное управление ГШ ВС РФ
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

К основным угрозам мировой стабильности в современных условиях следует отнести и угрозы информационного характера. И не случайно, что при возникновении вооруженных конфликтов и в ходе чрезвычайно важное значение имеет информационная составляющая.
Исторический опыт многих межгосударственных военных конфликтов последних лет подтвердил очевидность данных выводов.
Несмотря на отличный характер контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, роль информационной политики при проведении подобного рода операций особо важна и заслуживает самого пристального внимания.
Вместе с тем, само понятие "информационная политика" требует всестороннего изучения и единого понимания.
В условиях вооруженных конфликтов основная задача проводимой информационной политики, как правило, - целенаправленное информационное воздействие на граждан и международное сообщество в интересах формирования у них позитивного отношения к предпринимаемым мерам.
В современных условиях формирование общественного мнения осуществляется с помощью информационных ресурсов, представляющих собой информационную инфраструктуру (технические средства и системы формирования, обработки, хранения и передачи информации), включая массивы и базы данных и собственно информацию и ее потоки.
Наиболее эффективным "инструментом" воздействия на общественное мнение в настоящее время являются средства массовой информации, которые формируют идеалы и нормы поведения людей. Неадекватно воспринимая окружающий мир, многие живут в мире абстракций и иллюзий, создаваемых СМИ.
На рубеже столетий процесс передела мира сопровождался распадом многонациональных федераций и возникновением новых унитарных государств, ликвидацией старых и формированием новых военно-политических союзов, изменением политических режимов и государственных границ.
Это нарушило баланс сил и интересов, изменило характер, масштабы и содержание прежних опасностей и угроз. Из глобальных они трансформировались в региональные и локальные, приобретая все более комплексный характер. Серьезную опасность стали представлять терроризм, наркобизнес, подрывная деятельность мафиозных структур, религиозный фанатизм, распространение оружия массового поражения, участились конфликты на национальной и этнической почве.
При этом особо хотелось бы обратить внимание5 на усиление позиций ислама и деятельность по его распространению со стороны группировок радикального толка. Роль этой силы в мире в ближайшей перспективе, к сожалению, многими недооценивается. Мусульманские общины численностью около 1 млрд. человек составляют большинство в 120 странах мира. Многие военные конфликты последнего времени в различных районах мира были связаны именно с проявлением исламского экстремизма и потребовали проведения миротворческих операций.
Бесспорно, на Западе понимают опасность данного фактора. Однако многие факты свидетельствуют, что материальная, а главное - информационная поддержка многочисленным террористическим организациям оказывается не только пособниками экстремистов, но и развитыми странами Запада.
К чему это приводит, можно убедится на примере возникновения очага терроризма и экстремизма в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. К сожалению, сегодня мы констатируем, что некоторые информационные агентствах и средства массовой информации США и ряда европейских государств оказывают всестороннюю информационную поддержку главарям бандитов и их пособникам. На информационную поддержку бандформирований в Чечне израсходовано около 1,5 млрд. долларов США. 30 информационных центров в различных уголках мира, более 100 сайтов в глобальной сети "Интернет" активно содействуют экстремистам. Стремление произвести сенсацию в освещении событий на Северном Кавказе толкает представителей ряда средств массовой информации, в числе которых известные американские и европейские СМИ, к поиску "жаренных фактов", использованию непроверенной информации, размещенной на сайте "Кавказ" и другими неблаговидными способами.
Тем самым они формируют негативное международное общественное мнение в отношении мер, принимаемым руководством России по уничтожению бандформирований и восстановления конституционного строя на территории Чеченской республики.
Что, в конечном счете, способствует не урегулированию конфликта, а его разжиганию, а СМИ невольно (а может и осознанно!) становятся пособниками бандитов.
Наглядный пример - фальсификация корреспондентом немецкой телекомпании № 24 Ф. Хефлингом видеоматериалов о якобы имевшем место "зверствах русских в Чечне".
Российской и международной общественности не редко представлялись подобного рода "факты" В конечном счете они опровергались, но к этому времени они уже свою роль сыграли.
Ряд зарубежных средств массовой информации неоднократно предоставляли свою трибуну для выступления главарей бандитов.
Проблемы терроризма для нас являются общими и решать их надо совместно.
Необходимо выработать совместные подходы к решению проблемы борьбы с терроризмом и, соответственно, общие подходы к проведению информационной политики.
Есть смысл изучить вопрос о возможности проведения совместного мониторинга угроз в информационной сфере в "кризисных точках", то есть там, где может разразится вооруженный конфликт.
В принципе это вполне реально, но предполагает достаточную степень открытости и доверия. В тоже время нас настораживает тот факт, что при выполнении общих задач на Балканах, организация информационного обеспечения, в соответствии с оперативным планом 10413 "Объединенный стражник" ВГК ОВС НАТО по выполнению технического соглашения и мирному урегулированию в Косово, осуществляется без участия российской стороны.
Одним из важных направлений деятельности по предотвращению будущих вооруженных конфликтов должно стать обеспечение необходимой информационной безопасности каждого государства.
В связи с этим актуальной становится проблема международной информационной безопасности.
В 1998 г. Министром иностранных дел России было направлено специальное послание Генеральному секретарю ООН по проблеме международной информационной безопасности.
На 53-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в декабре этого же года была принята резолюция "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности, инициатором которой выступила российская сторона.
В резолюции предлагалось государствам - членам ООН продолжить обсуждение вопросов информационной безопасности, дать конкретные определения угроз, предположить свои оценки проблемы, включая разработку международных принципов обеспечения безопасности глобальных информационных систем.
Оценки России были переданы Генеральному секретарю ООН в мае 1999г. Его доклад был опубликован в августе того же года с учетом оценок в том числе и Австралии, Белоруссии, Брунея, Кубы, Омана, Катара, Саудовской Аравии, Великобритании и США.
В сентябре 1999г. на встрече экспертов по данной проблеме в Женеве четко обозначилось два разных подхода. США и ряд стран НАТО пытаются свести общую проблему к частным направлениям информационной преступности. Возможность создания информационного оружия и угроза возникновения информационных войн ими отводится на задний план.
Двухсторонние консультации результата не дали. В конечном итоге российская сторона пошла на компромиссный вариант. Американской стороне был передан новый документ "Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности", подготовленный МИД России на основе ранее разработанных "Принципов…". Американская сторона вновь выразила свое несогласие. Российская сторона вновь была вынуждена пойти на компромисс и подготовили новую редакцию документа, который был принят на 55-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН.
В резолюции содержится дополнение о том, что рассмотрению возможных мер по ограничению угроз, возникающих в сфере информационной безопасности, "соответствовало бы изучение соответствующих международных концепций, которые были бы направлены на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем".
Проблема международной информационной безопасности приобретает все более актуальный характер, и мы надеемся на понимание и конструктивный подход к ее решению со стороны западных коллег.
Государства и другие субъекты международного права должны нести международную ответственность за деятельность в информационном пространстве, осуществляемую ими, под их юрисдикцией или в рамках международных организаций, членами которых они являются.
Решение данных проблем, направленных на обеспечение информационной безопасности, возможно только при условии взаимного сотрудничества.