Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Владимир Константинов
Главное организационно-мобилизационное управление ГШ ВС РФ
ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ ПРИЗЫВНОЙ К КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ КОМПЛЕКТОВАНИЯ

Поскольку обсуждаемый нами вопрос, относится к области внутригосударственных проблем и находится в прямой зависимости от большого количества объективных и субъективных факторов, обусловленных индивидуальными особенностями государства, решающего эту проблему, очевидно, что пути ее решения не могут быть одинаковы для всех. Поэтому в своем выступлении я изложу свое отношение к этой проблеме.
Как вам известно, активная дискуссия вокруг военной реформы в России ведется уже на протяжении 10-ти последних лет. При этом, вопрос о выборе наиболее рационального способа комплектования будущей военной организации России является одним из главных. И это вполне понятно, так как в конечном итоге успех или провал любой военной операции во многом зависит от качественного состояния укомплектованности войск и степени их готовности к выполнению задач по предназначению.
В этой связи, позволю себе обратить Ваше внимание на одну, казалось бы незначительную деталь, касающуюся скрее понятийного смысла слов "профессиональная армия", а не сущности обсуждаемого нами вопроса.
Вы, наверное, обратили внимание, что последнее время в средствах массовой информации, а также на различного рода научных конференциях и семинарах все шире и настойчивее в сознание российских граждан внедряется понятие о необходимости создания в России "профессиональной армии" или такое понятие как комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации на "профессиональной основе". Появление таких понятий у многих кадровых военных вызывает недоумение. По моему нет необходимости доказывать вам тот факт, что профессионально владеть оружием и военной техникой может не только тот солдат, который выбрал военную службу своей профессией. Ведь еще не в далеком прошлом наши Вооруженные Силы были внушительной и высокопрофессиональной силой и это, как вам известно, признавал весь мир. Наглядным подтверждением этому стали победы наших Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.. Неужели кто-то будет утверждать, что их одержали не солдаты и офицеры профессионально исполняющие свой долг перед Родиной.
Я умышленно акцентировал ваше внимание на профессиональном аспекте данной проблемы, так как убежден, что переход к комплектованию вооруженных сил исключительно на контрактной основе это еще не создание высокопрофессиональной армии. Высокого профессионализма в вооруженных силах можно добиться лишь путем полного удовлетворения материальных потребностей, необходимых войскам и ислам флота, для организации повседневной жизнедеятельности и непрерывной боевой подготовки. Именно поэтому величайшие достижения нашей армии и флота неразрывно связаны с теми этапами нашей истории, когда со стороны государства им уделялось соответствующее внимание.
Вам известно, что российская экономика в настоящее время переживает не самые лучшие времена и этот факт наглядно отражается на состоянии наших Вооруженных Сил.
В сложившейся ситуации исключительно важное значение приобретает умение личного состава эффективно и правильно эксплуатировать вверенные им оружие и военную технику, не допуская при этом поломок и преждевременного выхода ее из строя. Добиться такого положения дел можно лишь путем создания соответствующей привлекательности военной службы, тщательного отбора личного состава и хорошо организованного учебного процесса. При этом, уровень мастерства каждого военнослужащего безусловно находится в прямой зависимости от продолжительности владения вверенного ему вооружения и военной техникой.
В этой связи, несмотря на финансовые трудности, мы нашли возможность, начиная с 1993 года, приступить к смешанному способу комплектования Вооруженных Сил России рядовым и сержантским составом, осуществляя при этом, наряду с призывом граждан на военную службу (весной и осенью ежегодно), непрерывный прием на военную службу по контракту специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе (на должности, определяющие боеспособность воинских частей).
По этому вопросу 30 ноября 1992 года Правительством Российской Федерации было принято специальное Постановление за № 918 "О мероприятиях по поэтпному переходу к комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими в добровольном порядке - по контракту". В этом же постановлении Министерству обороны было поручено определить порядок обеспечения перехода к смешанному способу комплектования Вооруженных Сил.
В последующем, в мае 1996 г., Указом Президента Российской Федерации № 722 "О переходе к комплектованию должностей рядового и сержансткого состава Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации на профессиональной основе" было определено перевести Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы с весны 2000г. на комплектование рядовым и сержанстким составом на добровольной основе.
Однако, как показал опыт, накопленный нами за последние 7 лет, это решение было преждевременным, так как для выполнения этой задачи в полном объеме нам необходимо было предварительно решить целый комплекс трудно разрешимых проблем. Остановлюсь на некоторых из них:
Во-первых - это проблема материального и социально-бытового характера. Понятно, что для того, чтобы Вооруженные Силы могли быть конкурентноспособными с другими работодателями, мы должны были создать такие условия и привлекательность военной службы, при которых молодые и сильные люди могли выбрать ее своей профессией на всю жзнь.
Согласитесь, вряд ли сегодня молодой и сильный человек согласится посвятить свою жизнь службе в Вооруженных Силах за 1000-1500 руб., если прожиточный минимум в стране превышает 2000 руб. На эти деньги трудно прокормиться самому, не говоря о семье.
При этом, увеличение денежного довольствия для этой категории военнослужащих является далеко не единственной проблемой, обеспечивающей привлекательность военной службы.
Особенно острой для нас является проблема обеспечения этих военнослужащих жильем. На сегодняшний день около 50% сержантов и солдат, проходящих службу по контракту, не имеют жилья. Поэтому, при переходе на 100% контракт эта проблема приобретает трудноразрешимый характер. И это при том, что сегодня примерно 96 тысяч офицеров и прапорщиков не имеют своих квартир, в ожидании которых они вынуждены ютится в малогабаритных общежитиях и на частных квартирах, нередко выплачивая за это большую часть своей мизерной зарплаты.
В это же блок входят проблемы обеспечения трудоустройства жен контрактников, обучения их детей в школах, обеспечения детским садами, строительства объектов культурно-бытового обеспечения в отдаленных районах и другие.
Во-вторых. Собственно военные проблемы, основной из которых является проблема накопления подготовленных мобилизационных ресурсов. Суть проблемы заключается в том, что мы лишаемся основной базы их подготовки путем прохождения военной службы по призыву. А в связи с тем, что без них мы не сможем осуществить в исполнительный период развертывания Вооруженных Сил до штатов военного времени, нам необходимо найти альтернативный способ их накопления.
Очевидно, что решение этих задач потребует от нашего государства значительных затрат, истинную величину которых мы сможем определить, проделав весь комплекс программных исследований на этапе разработки соответствующей федеральной целевой программы.
В этой связи, в ноябре 1998 г. Президентом Российской Федерации было принято решение осуществлять переход к комплектованию Вооруженных Сил рядовым и сержанстким составом на контрактной основе по мере создания необходимых экономических условий. Этот подход был закреплен в "Основах (Концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года"
Таким образом, на данном этапе смешанный способ комплектования (призыву и в добровольном порядке - по контракту) с постепенным, по мере роста экономических возможностей государства, увеличением доли военнослужащих, проходящих службу по контракту, для Вооруженных Сил является наиболее приемлемым.
Что касается перспектив перехода к комплектованию наших Вооруженных Сил исключительно на контрактную основу. Да, Министерство обороны России имеет соответствующее поручение от Правительства и занимается подготовкой предложений по этому вопросу.
Кроме того, мы очень внимательно изучаем опыт государств уже применяющих данный способ комплектования своих вооруженных сил.
Вместе с тем Министерством обороны уже сегодня делается все необходимое для того, чтобы к выполнению наиболее сложных и связанных с риском для жизни задач, в том числе к участию в боевых действиях, привлекалось как можно меньше военнослужащих по призыву. С этой целью в Вооруженных Силах ведется непрерывная целенаправленная работа по увеличению количества военнослужащих по контракту в воинских частях и подразделениях, выполняющих миротворческие задачи в "горячих точках", участвующих в контртеррористической операции, проводимой в Северо-Кавказском регионе.
В настоящее время в частях и подразделениях, входящих в состав Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона более 38% сержантов и солдат являются контрактниками.
Благодарю за внимание.