Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Александр Филиппович
начальник направления Главного оперативного управления ГШ ВС РФ
О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопросы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, как стержневые вопросы политики в области обороны и безопасности, всегда были, есть и будут объектом пристального внимания российских политиков и военных специалистов.
Особую актуальность они приобретают в свете военной реформы в Российской Федерации.

Основное содержание современного этапа военной реформы в Российской Федерации

Основные положения политики России в области обороны и безопасности сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации и Военной Доктрине Российской Федерации.
Сегодня российская политика в области обороны и безопасности учитывает ряд новых моментов.
Спектр угроз безопасности России изменился. Появились угрозы, связанные с нетрадиционными, качественно новыми формами информационной, технологической и экономической экспансии, с ростом международного терроризма.
Существенно изменились экономические и демографические возможности России.
Они накладывают свой отпечаток на характер и направленность совершенствования военной организации государства, всех ее компонентов.
Совершенствование и развитие военной организации государства, как и ее ядра Вооруженных Сил, осуществляется в процессе военного строительства.
Его идеология отражена в Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству до 2005 года и реализуется через комплекс военно-политических, военно-экономических, военно-технических и других мер по совершенствованию военной организации государства.
По существу это стратегия военной реформы Российской Федерации на данный период.
Новый импульс процессу военной реформы придан решениями, выработанными на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации в августе и ноябре 2000 года.
Начат процесс формирования перспективного облика военной организации Российской Федерации, всех задействованных в военном строительстве структур государства на период до 2010 года.

Ближайшие перспективы строительства Вооруженных Сил Российской Федерации

Вооруженные Силы - продолжат свое развитие как ядро военной организации государства, интегрирующее весь ее войсковой компонент, задающее общую тенденцию развития всех других составляющих военной организации государства.
Их реформирование будет осуществляться в соответствии с Планом строительства и развития Вооруженных Сил на 2001 - 2005 годы.
При его разработке проведен детальный анализ состояния и перспектив развития военно-политической обстановки, всесторонне учтены реальная ситуация с состоянием Вооруженных Сил и возможности государства по их экономическому обеспечению.
Главная цель строительства и развития Вооруженных Сил - приведение их структуры, состава и численности в соответствие с характером и направленностью угроз военной безопасности России, финансово- экономическим возможностям государства.
В соответствии с утвержденным Планом в 2001 - 2005 годах будет обеспечен планомерный переход к трехвидовой структуре Вооруженных Сил (сухопутные войска, военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот) с повышением качественных параметров войск. В их числе прежде всего мобильность, управляемость, профессионализм, твердая воинская дисциплина и правопорядок.
Реализация этой задачи предусмотрена Основами (концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года, Концепцией строительства Вооруженных Сил на период до 2005 года, а также вытекает из принятых решений на августовском 2000 года заседании Совета Безопасности Российской Федерации.
Это требование объективно и вытекает из принципов применения Вооруженных Сил в трех сферах вооруженной борьбы: суша, воздух-космос, море.
В соответствии с Планом Ракетные войска стратегического назначения преобразуются в род войск Вооруженных Сил с выведением из их состава войск ракетно-космической обороны и космических сил и средств. На их основе формируется новый род войск Вооруженных Сил - Космические войска.
Реалии современной военно-политической обстановки поставили перед Вооруженными Силами задачу по обеспечению готовности войск (сил) к выполнению задач по локализации (нейтрализации) возможных вооруженных конфликтов боевым составом мирного времени (соединениями и частями постоянной боевой готовности) сил общего назначения.
В последнее время особую актуальность и значимость для обеспечения безопасности России приобретают меры, направленные на стабилизацию обстановки на Северном Кавказе, а также учитывающие негативное развитие ситуации в Афганистане и на таджикско-афганской границе.
В связи с этим предусматривается необходимое усиление группировок войск на данном стратегическом направлениях.
В развитии Сухопутных войск, определяющим в 2001 - 2005 годах, явится максимальное сохранение соединений и частей постоянной готовности на каждом из стратегических направлений.
Основной смысл планируемых преобразований в Военно-Воздушных Силах заключается в обеспечении способности группировки ВВС мирного времени выполнять поставленные задачи по локализации вооруженных конфликтов.
Оптимизация состава и структуры Военно-Морского Флота предусматривается за счет объединения и сокращения дублирующих структур управления, вывода из боевого состава морально и технически устаревших образцов вооружения.
Процессы преобразования Вооруженных Сил отразятся и на центральных органах военного управления, которая при минимальных затратах сможет обеспечить поддержание постоянной боевой готовности войск и оперативное руководство ими при выполнении поставленных задач.
Совершенствование системы технического обеспечения, заказов вооружения и военной техники будет осуществляться как составная часть формирования и реализации единой военно-технической политики в Вооруженных Силах и в государстве в целом.
Будут продолжены сокращения типажа, видов и номенклатуры вооружения и военной техники, их унификация и стандартизация, совершенствование системы заказов, сокращение количества генеральных заказчиков, создание опережающего научно-технического, конструкторского и производственного задела с разработкой и принятием на вооружение новых образцов ВВТ.
Особое внимание будет уделено модернизации имеющихся систем на основе новых технологических достижений, прежде всего в области электроники, программно-алгоритмического обеспечения, материаловедения и ряде других. При этом модернизация рассматривается как эффективная мера лишь в отношениях тех образцов, у которых не исчерпаны предельные сроки службы и у которых может быть практически полностью восстановлен ресурс.
Запланирована оптимизация сети испытательных полигонов с учетом потребностей Министерства обороны в испытаниях всех видов перспективных вооружений и военной техники при значительном сокращении их общего количества.
Претерпит изменения и система тылового обеспечения. Создаваемая единая система тылового обеспечения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов обеспечит объединение по территориальному принципу их складской, транспортной, медицинской и другой инфраструктуры, возьмет на себя решение вопросов тылового обеспечения всех войск, независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности, как дислоцирующихся в пределах границ военного округа, так и прибывающих на его территорию для выполнения различных задач.
Будет продолжена оптимизация структуры подготовки кадров и военного образования. Образовательный процесс в вузах Министерства обороны будет приведен в соответствие с требованиями войск и государственных образовательных стандартов.
Усовершенствованный единый военно-научный комплекс рациональной структуры, состава и численности обеспечит на новом уровне научную проработку актуальных проблем обороны и безопасности России.

О планах приведения Вооруженных Сил к установленной штатной численности

В соответствии с принятыми решениями планируется сокращение общей численности Вооруженных Сил.
При этом, учитывая опыт сокращения прошлых лет, предусматривается:
Сокращение в основном обеспечивающих, а также дублирующих структурных подразделений;
Сокращение практически не коснется тех звеньев, которые обеспечивают управление, боеготовность и боеспособность войск, в том числе соединений и частей постоянной боевой готовности;
Сокращение будет осуществляться поэтапно в течении 3-5 лет;
В первую очередь сокращению будут подлежать те военнослужащие, у которых заканчиваются законодательно установленные сроки прохождения действительной военной службы, а также изъявившие желание уволится.
Особенностью планируемого сокращения станет безусловное обеспечение социальных и иных гарантий увольняемым военнослужащим и членам их семей.
С этой целью намечены привлечения внебюджетных средств для дополнительного финансирования мероприятий реформирования, в том числе программ социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей.
В последние годы из-за жесткого бюджетного финансирования Вооруженных Сил, ассигнования, выделяемые на нужды обороны и безопасности страны, в основном расходовались на содержание личного состава и текущие потребности войск (сил).
Финансирование разработки и закупки новых видов вооружения и военной техники было недостаточным. С улучшением экономической ситуации в стране и проведением мероприятий военной реформы предусматривается к 2010 году довести соотношение расходов по вышеназванным направлениям до равных пропорций, что позволит переломить ситуацию и сосредоточить усилия на росте качественных параметров Вооруженных Сил.
По мере изменения военно-политической обстановки в мире, социально-экономического развития России направления преобразования Вооруженных Сил и военной организации в целом могут уточнятся. При этом вносимые уточнения и корректировки найдут отражение в соответствующих концептуальных и программных документах военной реформы.