Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Мечислав Циенуш (Miezcyslaw Cieniuch)
Начальник главного управления стратегического планирования Генерального штаба Войска польского
ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПОЛЬСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В НОВЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Характерной чертой перемен, происходящих в настоящее время в вооруженных силах многих европейских государств, является то, что при наличии многих уникальных национальных решений, их реформирование идет как будто по одному пути, имея многие сходные черты.
К ним следует отнести постепенное, но решительное сокращение численности вооруженных сил, планирование их строительства в условиях снижения расходов на оборону, или же - что особенно наблюдается в станах Центральной и Восточной Европы - восстановление главенствующего влияния политических сил на решения в сфере обороноспособности, выражающееся в так называемом гражданском контроле над вооруженными силами.
Сходные тенденции можно также легко заметить по отношению к сугубо военным вопросам, например: переход все бoльшего количества армий на профессиональную службу или резкое увеличение количества профессионалов в их составе, сокращение продолжительности срочной службы, стремление к упрощению процесса управления и ограничению численности задействованных в нем звеньев, желание обеспечить бoльшую автономность воинских частей, повышение их маневренности и способности действовать в различных боевых условиях, растущую сложность вооружения и военной техники (и связанную с этим высшую их цену) и т.п.
Очередное сходство проявляется в наличии и растущем участии компонентов сил быстрого реагирования или развертывания, которые становятся основным элементом противодействия вооруженным конфликтам и кризисам.

РЕФОРМА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ - ПРОВЕДЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Вооруженные силы Республики Польша с начала девяностых годов подвергаются реформам, которые в первоначальной стадии были связаны с переменой государственного строя, а затем последовали как результат нашего членства в Североатлантическом союзе. Разумеется, они продолжаются и в настоящее время в связи с задачами вооруженных сил, которые вытекают из наших союзных обязательств, причем в условиях, хорошо известных многим европейским армиям - то есть при жестких финансовых ограничениях.
Стоит отметить, что с самого начала в основу перемен был поставлен принцип, что приспособление армии к новым геостратегическим и политическим условиям является задачей государства, а не только вооруженных сил. Поэтому первые мероприятия по их реформированию проводились на основании решений, подготовленных специально образованной комиссией, включающей представителей различных ведомств и других организаций, а затем утвержденных правительством.
Тогдашние перемены были направлены прежде всего на преобразование организационной структуры вооруженных сил и принципов управления ими. Однако то, что сразу бросалось в глаза, было постепенное, но серьезное сокращение численности личного состав и боевой техники. В течение последних 10 лет численность Вооруженных Сил РП уменьшилась с около 400 тысяч до 200 тысяч военнослужащих. Количество боевой техники сократилось почти на 45%.
Изменилась структура и порядок функционирования Министерства Национальной обороны. Генеральный штаб Войска Польского вошел в состав МНО как интегральная часть.
Вооруженные силы были разделены на три части: силы реагирования, основные оборонительные силы и на войска, подчиненные национальному командованию. Срочная воинская служба была сокращена с 18 до 12 месяцев.
Еще некоторое время тому назад территория Республики Польша делилась на четыре военных округа, а в оперативный состав польских вооруженных сил входили 11 дивизий и другие воинские части. Военные округи несли ответственность как за управление и оперативные вопросы, так и за административные задачи и тыловое обеспечение. В 1997 году было сформировано Управление Сухопутных войск, и началось строительство новой организационной структуры этого вида вооруженных сил. В настоящее время функционируют два военных округа: ПОМОРСКИЙ и СЛЕНСКИЙ вместе с входящими туда соединениями, а также воздушно-механизированный корпус, которому подчиняются пять бригад. Одна дивизия - 12-я механизированная дивизия - находится в подчинении Многонационального северо-восточного корпуса. 16 воеводских военных штабов начали свою деятельность, выполняя административные функции.
В новой системе Противовоздушной обороны территория страны была разделена на два района ПВО: СЕВЕР и ЮГ. Система ПВО постепенно становится совместимой с системой противовоздушной обороны НАТО. Первый шаг на этом пути - соединение польской системы ПВО с Интегрированной системой ПВО НАТО - уже сделан. Некоторые польские части выполняют задачи, связанные с охраной воздушного пространства в соответствии с требованиями и процедурами НАТО.
Структура Военно-Морских Сил Республики Польша существенно не изменилась. В ее составе имеются две флотилии обороны побережья, флотилия кораблей и одна бригада морской авиации.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Утвержденная правительством в январе месяце этого года шестилетняя "Программа реструктуризации Вооруженных сил Республики Польша на 2001-2006 годы" является своего рода компромиссом между потребностями вооруженных сил и реальными возможностями бюджета государства. В то же время она вписывается в союзную систему оборонительного планирования. В определенной степени она учитывает постановления национальной доктрины безопасности и обороноспособности, союзной Стратегической концепции и других оборонительных инициатив Североатлантического союза.
Цель, которую ожидается достигнуть в результате реализации Программы, заключается прежде всего в переводе очередной, заметной части вооруженных сил на среднеевропейские стандарты, приостановление отрицательных явлений в области вооружения и военной техники: вывод устаревших образцов и начало ввода современных систем. Кроме того, спланировано совершенствование системы противовоздушной обороны, а также реорганизацию системы тылового обеспечения и изменения в области администрации военной инфраструктурой. Эти мероприятия будут осуществляться в результате перемещений в структуре бюджетных расходов, чтобы четверть из них можно было направить на материальные цели.
В Программе, в частности, предусматриваются:
o расширение задач Вооруженных сил РП с особенным учетом их участия в союзных операциях согласно Статье 5 Вашингтонского договора;
o доведение организационного состава и инфраструктуры Вооруженных сил РП в соответствие с новыми функциональными решениями в органах управления НАТО, распределение воинских частей по соответствующим компонентам вооруженных сил и категориям боевой готовности, а также прогнозы вывода устаревшей и приобретения новой военной техники.
В развитии вооруженных сил предусматриваются следующие приоритеты:
- совершенствование систем управления;
- развитие системы противовоздушной обороны;
- доведение организационных структур и оснащения в соответствие с национальными и союзными потребностями;
- повышение мобильности войск, в том числе элементов тылового обеспечения.
В Программе также учитывается оснащение войск современными средствами связи и ЭВМ, навигационными системами и системами обеспечения полетов, а также современным вооружением и боевыми средствами.
Постепенное осуществление этих задач станет возможным благодаря сокращению численности вооруженных сил на мирное время до уровня 150 тысяч военнослужащих, а также радикального списания неперспективного вооружения и техники. Уровень 150 тысяч личного состава планируется достичь поэтапно: до конца 2001 года - сократить численность до 180.000 чел., до конца 2002 года - до 165.000 чел. и весь процесс завершить к концу 2003 года. Тогда Вооруженные Силы РП будут насчитывать около 75.000 кадровых военнослужащих. Количественный состав по штату будет равным численности по списку, а воинское звание будет соответствовать занимаемой должности. Рассматривается также очередное ограничение срока срочной воинской службы, после 2004 года, до 9-10 месяцев.
Учитывая значительное сокращение численности кадрового личного состава, а также тот факт, что наличие профессионалов будет необходимо лишь на тех должностях, которые непосредственно связаны с управлением и подготовкой, планируется ограничить количество должностей, занимаемых профессиональными военными в администрации, частях обслуживания и обеспечения, а также в военных учебных заведениях. Их функции будут постепенно передаваться штатским сотрудникам. Количество гражданских лиц, работающих в вооруженных силах, будет поддерживаться на уровне около 60.000.
Эти радикальные мероприятия, в частности, продиктованы прогнозом уровня ассигнований на оборону, которые можно будет выделить в 2002-2006 годах. По предварительным оценкам они составят 1,95% валового национального дохода. Поэтому уровень расходов был спланирован таким образом, чтобы обеспечить выполнение первостепенных задач и полностью финансировать воинские части, принимавшие непосредственное участие в союзных мероприятиях.
Поставленные в основу Программы цели развития Вооруженных сил РП планируется достичь, используя, как это уже было сказано, финансовые средства, полученные в результате сокращения численности личного состава в мирное время, изменения кадровой структуры, а также списания имущества и недвижимости, используемых вооруженными силами.
Предусматривается, что Сухопутные войска будут состоять из четырех дивизий и шести отдельных общевойсковых бригад, а также комплекта частей управления, обеспечения и поддержки. Будут списаны все танки T-55, за исключением специальных машин, установленных на их шасси.
С вооружения Военно-воздушных Сил и войск ПВО будут сняты самолеты устаревших типов. Приоритет остается прежним - приобретение современного многоцелевого самолета. Эту проблему полагается решить в течение 2001-2002 годов, поскольку в этот период планируется сосредоточить основные усилия на модернизации ВВС и ПВО. Поэтому будущая структура этого вида вооруженных сил рассматривается в зависимости от исхода работ по приобретению нового самолета.
Имевшиеся на вооружении Военно-Морских Сил корабли, не вошедшие в состав сил реагирования, а также устаревшие летательные аппараты, будут сняты с вооружения. Полученные таким образом средства будут направлены на приобретение новых кораблей.
Предусматривается совершенствование организационных структур всех компонентов Вооруженных сил РП, с тем, чтобы они соответствовали сокращенной численности личного состава.
Одна треть Вооруженных сил РП достигнет стандартов, соответствующих средним стандартам армий европейских государств, прежде всего в области разведки, управления, противовоздушной обороны, вооружения и боевой техники, а также индивидуального оснащения военнослужащих. Повысятся возможности этой части вооруженных сил по ведению действий в сложных метеорологических условиях, днем и ночью - вне территории страны, а также улучшится их обеспечение и поддержка.
Возможным станет ограничение объема инфраструктуры при одновременном повышении технической исправности той ее части, которая необходима для реализации первостепенных задач вооруженных сил.
Одновременно мы хорошо осознаем проблемы, которые могут появиться в результате реализации Программы. К ним можно отнести, например, сохранение качественной диспропорции между частями сил реагирования и основных оборонительных сил - поскольку окажется невозможным повышение уровня и интенсивности подготовки частей, принадлежащих к основным оборонительным силам.
Полное достижение целей, намеченных в "Программе реструктуризации Вооруженных сил Республики Польша на 2001-2006 годы" - непростая задача. Однако она предопределит успех той глубокой реформы, которую предусматривается провести в вооруженных силах. Ожидается, что конечным ее результатом будет повышение боевого потенциала Вооруженных сил РП, улучшение их подготовки для выполнения задач, поставленных польским правительством и реализация союзных требований.
В заключение хотелось бы привести ту известную истину, согласно которой вооруженные силы любого государства являются неповторимой организацией, воплощающей прошлое, современное и будущее данной страны. Они являются созданием особенным для того же государства, как результат его геостратегического расположения, истории, экономики, ресурсов, национальных черт, наконец, целей и задач, которые ставятся перед вооруженными силами.
Польский опыт и планы по реформированию вооруженных сил являются несомненно интересными, однако они не является единственными или универсальными. Более чем десятилетний опыт реформ вооруженных сил показал нам исключительно четко, что их изменение - процесс чрезвычайно трудный и сложный. У него имеется своя драматургия, есть ободряющие свершения, есть однако и многочисленные ошибки и потери.
Наш первый и главный опыт доказывает, что нет единого идеального рецепта на реформу вооруженных сил. Второй приводит к выводу, что строительство современных вооруженных сил является длительным и дорогостоящим процессом. Наконец третий показывает, что опыт и достижения других стран, хотя и не предрешают направлений реформ, но могут быть интересными и поучительными.