Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Миклош Надь (Miklos Nagy)
начальник отдела оборонного планирования МО Венгрии,
ПОТРЕБНОСТИ В ЛИЧНОМ СОСТАВЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОВЫХ ЗАДАЧ:
профессиональная армия, набор по призыву и смешанная система

Господин председатель, дамы и господа,

От имени Министерства Обороны и Генерального Штаба Вооруженных сил Венгрии я приветствую всех участников этой конференции и выражаю нашу благодарность организаторам сегодняшнего события за предоставленную нам возможность участвовать в ее работе.
Для меня является большой честью выступать перед такой представительной аудиторией и рассказать вам о нашем опыте в области реформирования нашей армии и процессе становления будущих профессиональных Вооруженных сил Венгрии.
Я надеюсь, что моё выступление позволит нам дополнить свои представления о том, с какого рода проблемами и задачами приходиться сталкиваться вооруженным силам той или иной страны в ходе процесса реформирования, особенно вооруженным силам страны, которая при этом стремится найти своё место в структуре союзной организации. В ходе своего выступления я затрону две основные темы:
1. Служба по призыву в Европе - тенденции и противоречия.
2. Краткое описание процесса реформирования вооруженных сил Венгрии.

Служба по призыву в Европе - тенденции и противоречия.

Падение Берлинской стены и распад Варшавского блока ознаменовали наступление новой эры для европейской безопасности. Новый период характеризуется возникновением новых задач и новых источников потенциальных угроз. Эти новые задачи значительно влияют на военные организации, вооружение, оперативные структуры и устройство вооруженных сил стран этого региона. Однако изменения охватывают более широкий спектр, и в качестве иллюстрации часто упоминаются расширение блока НАТО, региональное и субрегиональное сотрудничество, и недавно принятая концепция европейских вооруженных сил.
В процессе реформ выбор системы комплектования (призывной, профессиональной/добровольной или милиционной системы) всегда является предметом споров. Этот выбор будет иметь серьезные последствия для всего общества той или иной страны в целом. Позвольте мне предложить вашему вниманию краткий обзор исторического развития системы комплектования вооруженных сил на основе воинской обязанности, которая была широко распространена в период так называемых массовых армий и до сих пор применяется в ряде европейских стран.
Одним из наиболее широко обсуждаемых вопросов периода после окончания холодной войны является вопрос о реформировании обязательной военной службы. Ранее эту тему нельзя было даже подвергать какому-либо сомнению, хотя данный предмет серьезно влиял на жизнь общества. На протяжении последних двух столетий система комплектования на основе воинской обязанности прочно утвердилась, оказывая влияние на отношения между государством и личностью. Обязательная военная служба влияла также и на семьи призывников. Обычно призыв на службу для молодых людей означал окончание юности и начало взрослой жизни.
Закат эры массовых вооруженных сил, укомплектованных по призыву, начался уже в период холодной войны. В качестве основных причин этого процесса можно назвать постоянную специализацию на рынке труда, которая привела к увеличению производительности труда, что в свою очередь обусловило повышение уровня жизни в промышленно развитых странах. В тоже время индивидуализм и эксцентричность поведения становятся обычным явлением, а традиционные понятия, такие как всеобщая воинская обязанность, подвергаются эрозии. Процесс глобализации еще более ослабил значение этих национальных традиций; национальная принадлежность все чаще определяется как европейская или западная. Развитие вооруженных сил следует по тому же пути. Функциональность, высокий уровень профессионального мастерства и техническая модернизация сделали массовые армии ненужными, а создание небольших по размеру, современных вооруженных сил возможным. Существование массовых армий определялось идеологией, экономически же они были неэффективны.
Новые задачи в обеспечения безопасности в период после холодной войны в свою очередь изменили требования, предъявляемые к вооруженным силам; оборона территории не является больше основной задачей при защите национальных интересов, поэтому система службы по воинской повинности уже не соответствует существующим законам и принципам. Но переход к добровольной армии накладывает тяжелое бремя на экономику страны, проводящей реформы; существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем экономического развития страны и долей военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Тенденции развития ситуации в Европе

Анализируя тенденции отказа от массовых армий, необходимо определить их основные признаки:
1. Основой комплектования является призыв.
2. Отмобилизованными могут быть широкие слои населения; военнослужащие регулярной армии и резервных компонентов составляют большой процент населения.
3. Определенная возрастная группа мужского населения подлежит призыву на воинскую службу, и большинству из них приходиться служить в ВС.
4. Более 50 процентов личного состава ВС составляют военнослужащие рядового и сержантского состава; наблюдается низкий уровень количества добровольцев и, что более важно, военнослужащих-женщин.
5. Наличие военной техники сравнительно низкого уровня, которая используется и обслуживается личным составом, призванным на службу на небольшой срок. (Более высокий технологический уровень требует более квалифицированного личного состава, добровольно пришедшего служить в армию.)
6. Основным видом ВС являются сухопутные войска.

По доле призывников в общей численности военнослужащих, ВС можно разделить на три различных типа:
1. Количество военнослужащих, проходящих службу по призыву, меньше 50 процентов; в армии много добровольцев; де-факто ВС укомплектованы на добровольной основе. Это вооруженные силы псевдо-призывного типа.
2. Процент призывников в период холодной войны составлял от 50 до 67 %, но с тех пор этот показатель значительно уменьшился. Это вооруженные силы либерального призывного типа.
3. Более 2/3 личного состава проходят службу по призыву, и с течением времени никаких изменений в соотношении не произошло. Это вооруженные силы жесткого призывного типа.
Следующая таблица отображает возможные переходы из одной категории в другую согласно разделению на типы, приведенному выше.

"0"тип профессиональный

Псевдо-
призывной тип

Либеральный-
призывной тип

Жесткий-
призывной тип

Великобритания
Ирландия

Германия
Дания
Бельгия
Голландия
Франция

Швеция
Норвегия
Италия
Австрия
Португалия
Испания

Греция
Турция
Финляндия
Швейцария

Анализ ситуации в этих западноевропейских странах позволяет проследить следующие тенденции.
-- Количество военнослужащих снижается в каждой возрастной группе, и это снижение будет продолжаться.
-- Размер вооруженных сил и количество личного состава в них уменьшились за последние 25 лет, в то время как войска стали технически и структурно более дифференцированными и более сложными.
-- Количество добровольцев возрастает независимо от типа ВС.
-- Возрастает политическое и социальное давление в пользу отмены службы по призыву.
-- Число женщин в армии растет, что также способствует отмене системы службы по призыву.

Вывод: переход от системы комплектования по призыву к системе службы по контракту уже мало зависит от факторов социально-экономического развития. Уходит в прошлое ситуация, когда только богатые страны могли позволить себе содержать добровольные вооруженные силы. Но все же по такому принципу чаще комплектуют свои войска страны с более высокими показателями ВНП на душу населения.

Ситуация в Венгрии

Многие граждане призывного возраста в Венгрии никогда не будут призваны на службу. Вооруженным силам Венгрии необходимо около 20.000 призывников в год, что намного меньше (около 1/3) количества молодежи, ежегодно достигающей призывного возраста. Те, кто с меньшим энтузиазмом относятся к службе в армии, стараются уклониться от нее. В прошлом году 13.000 граждан призывного возраста просто не явились на призывные комиссии.

Сегодняшняя система комплектования ВС Венгрии по призыву характеризуется мягкими правилами и мягкой системой контроля над исполнением этих правил. Общественное мнение может быстро измениться в отношении к воинской повинности в зависимости от обстановки безопасности.

Поддержка обязательной военной службы в 90-х годах ослабла, однако в Венгрии нет и сильного общественного мнения в пользу ее отмены. Проведение научных исследований среди молодежи возраста 13-18 лет не дало четкой картины, позволяющей сделать вывод о будущем службы по призыву.

Вывод:
В Венгрии наблюдается тенденция в пользу отмены или, по крайней мере, временного отказа от службы по призыву. Решение о переходе к добровольному принципу комплектования должно быть скорее политическим, чем основанным только на военном расчете. Изменение существующей системы давно назрело, а недавние сокращения срока службы (18-12-8-6 месяцев) были все менее приемлемыми для вооруженных сил. Существует реальная возможность добиться общественной поддержки идеи перехода к полностью добровольной армии до принятия решения. Растущая венгерская экономика способна обеспечить выполнение реформ. Единственное, что нам необходимо - это окончательное политическое решение.

Концепция реформирования Вооруженных сил Венгрии

Венгерские вооруженные силы уже 15 лет переживают процесс реструктуризации и организационных изменений. Целью усилий по реструктуризации и реорганизации является преобразование венгерских вооруженных сил из массовой армии в современную военную организацию. Однако с точки зрения военных - особенно профессиональных военнослужащих в действующей армии - результатом процесса реструктуризации и реорганизации стали лишь массовые сокращения. Поэтапные сокращения численности личного состава производились без учета сильных сторон и недостатков отдельных военнослужащих. Было уволено огромное число профессиональных солдат. Управление войсками осуществлялось не на должном уровне, в результате чего была утеряна их целостность и сплоченность. Одновременно с этим постепенно скудеющее материальное обеспечение армии привело к нарушению деятельности венгерских вооруженных сил в целом. Личный состав столкнулся с последствиями постепенного снижения качественных стандартов боевой техники и военной инфраструктуры венгерской армии. Основные задачи вооруженных сил были постепенно забыты, престиж армии в обществе падал, а условия жизни и службы личного состава также постепенно ухудшались.
К сожалению, множество офицеров и военнослужащих младшего командного состава покинуло ряды вооруженных сил, многие сержанты старше 40 лет вынуждены были уволиться. Престиж военной службы в действующей армии исчез, качество военной подготовки ухудшилось, а значение ее игнорировалось. Предыдущие попытки реформирования были сосредоточены лишь на определенных компонентах венгерской армии и привели только к качественным изменениям.

Текущие реформы предусматривают вовлечение всей венгерской армии в целом в процесс реструктуризации, и цель этого процесса состоит в достижении качественных результатов, которые позволят ускорить, позитивные перемены во всех вооруженных силах. Необходимо избавиться от имеющихся недостатков и восстановить боеспособность наших войск. Что касается используемых методов, то могу сказать, что особенностью нынешних реформ является относительно долгий период времени (10 лет), по окончании которого реформы будут завершены в полном объеме. Целью всех этих усилий является приведение вооруженных сил Венгрии к концу этого периода в соответствие со всеми основными стандартами НАТО.
Программа модернизации войск включает в себя реструктуризацию вооруженных сил, а также передислокацию и усиление определенных частей действующей армии. Проводимая модернизация оптимизирует систему управления венгерских ВС.
Другими заявленными целями данной программы являются улучшение условий жизни и службы личного состава, повышение качественных стандартов военной подготовки и модернизация боевой техники и оснащения наших войск. Для реализации этого планируется создание новых институтов для управления людскими ресурсами, что будет способствовать полному выполнению поставленных задач и концентрации внимания на нуждах и стремлениях каждого отдельного военнослужащего, который будет играть ключевую роль в процессе модернизации вооруженных сил.
За последние несколько месяцев уже были сделаны первые шаги в рамках программы реструктуризации. Перемены оказались весьма болезненными для большинства военных, которые не несут личной ответственности за свое нынешнее положение. Их части, гарнизоны, устаревшее боевая техника не соответствуют новой концепции. Совершенно ясно, что сохранение старой системы невозможно, что необходимо немедленно приступать к выполнению программы реформ, и венгерской армии предстоит встать на путь модернизации и реструктуризации.
В плане реформ предусмотрено сокращение численности армии мирного времени приблизительно на 29%. Количество офицерских должностей будет сокращено на 32%, а должностей младшего командного состава на 6%. Число личного состава, проходящего службу по призыву, будет сокращено на 40%, а количество гражданских служащих уменьшится на 56%. С другой стороны, число должностей для военнослужащих, проходящих службу по контракту, увеличится на 19%. Мобилизационные требования также будут сокращены наполовину по сравнению с нынешним уровнем.
Значительные изменения будут сделаны в области управления людскими ресурсами, что в дальнейшем будет непосредственно способствовать достижению поставленных перед нами целей реформ. Вербовочные пункты и организации по привлечению граждан к службе в армии будут обеспечивать наличие требуемого количества необходимо подготовленного личного состава для вооруженных сил и сыграют ключевую роль в процессе модернизации и реструктуризации. Освоение новых подходов в области кадровой работы и перераспределение ответственности в области подготовки и обучения личного состава являются неотъемлемыми частями программы реформирования наших войск.
Таким образом, будет создана база для отбора личного состава на конкурсной основе для продвижения по службе, получения дальнейшего образования и подготовки. Присвоение очередного звания будет связано с наличием определенных вакантных должностей и будет производиться выбором наиболее достойных кандидатов. Будет применяться принцип "добейся повышения или увольняйся".
С увеличением количества военнослужащих, проходящих службу по контракту, значительно сокращаются мобилизационные требования. Постепенное уменьшение числа должностей для военнослужащих, проходящих службу по призыву, по мере реализации планов реформ потребует создания профессиональных войск, а также введения категории добровольного резерва.
Профессиональные военнослужащие и контрактники из состава действующей армии будут подготовлены для вооруженной обороны нашей страны, выполнению обязательств Венгрии по отношению к союзникам, участию в международных не боевых операциях. В условиях преобладания в войсках профессионального и служащего по контракту личного состава будет проводиться самая современная индивидуальная подготовка и подготовка в составе частей и подразделений, что позволит исключить необходимость дополнительного обучения и переучивания перед любым новым развертыванием. В процессе индивидуальной подготовки мы планируем уделять особое внимание выработке у наших военнослужащих способности действовать самостоятельно в любой обстановке.
В период до 2010 года качественные изменения в венгерской армии будут включать в себя создание новых структур, принятие новых доктрин, введение в строй нового оборудования и боевой техники, а также повышение профессионализма Вооруженных сил Венгрии в целом. Однако концепция службы по закону о воинской обязанности, основанная на принципе общего призыва, сохранится во время проведения реформ по повышению профессионального характера венгерских войск. Целями данного подхода будут лишь подготовка военнослужащих резерва и укомплектование личным составом небольшого числа будущих "мобилизационных" частей. Количество военнослужащих-призывников будет постепенно снижаться, а число проходящих службу по контракту будет расти, и к концу этого периода после принятия необходимого политического решения регулярные войска будут готовы к введению концепции полностью добровольной военной службы.
Одной из наиболее важных задач при выполнении первой части плана модернизации и реструктуризации является реформирование системы управления людскими ресурсами. В рамках новой системы будет создан "внутренний рынок труда" в вооруженных силах. Такой "внутренний рынок труда" должен будет иметь отработанную систему взаимодействия с подобными организациями управления людскими ресурсами в гражданском обществе.
Условия жизни и службы, зарплаты и выплаты, качественные стандарты социального обеспечения военнослужащих необходимо привести в соответствие со средним уровнем условий службы военнослужащих из стран-союзников. Возможность этого будет зависеть от наличия соответствующих ресурсов в Венгрии.
В соответствии с вышеописанным планом модернизации и реструктуризации армии будет представлена новая современная концепция выплаты денежного довольствия, которая будет отражать статус и престиж профессиональных военнослужащих в нашем обществе. Программа также предусматривает предоставление социальных гарантий военнослужащим, которые вынуждены оставить службу в результате сокращения численности вооруженных сил. Новая система будет использовать принцип "выше звание - выше предъявляемые требования - выше зарплата". Эта система также будет включать положение, определяющее минимальный уровень подготовки и навыков военнослужащих. Изменение существующего законодательства будет способствовать повышению заинтересованности служащих по контракту и гарантирует им наличие должностей в соответствии с их уровнем подготовки. Личный состав венгерских вооруженных сил будет иметь лучшие условия денежного содержания и службы в целом, чему будет способствовать усовершенствованная инфраструктура.
Будут внесены изменения в порядок прохождения службы личного состава, служащего по контракту. Планируется ввести систему выплаты компенсаций для тех военнослужащих, кто имеет значительную выслугу (10-15 лет) и вынужден уволиться из рядов вооруженных сил. Военнослужащие, заключившие контракт на службу в армии, будут обеспечиваться жильем более высокого качества, или они смогут получать денежную компенсацию на поднаем жилья по их выбору.
Этот краткий обзор программы модернизации и реструктуризации Вооруженных сил показывает, с какими сложностями нам предстоит столкнуться на пути реализации плана реформирования армии. Это не просто реорганизационный процесс, а всесторонняя перестройка Вооруженных сил Венгрии, основной целью которой является создание армии, отвечающей всем требованиям к современным вооруженным силам. Я думаю, что вышеизложенные задачи данной программы получат широкую поддержку, как и обрисованная в общих чертах картина будущих изменений. Однако выполнение этого плана станет очень серьезным испытанием для всего личного состава наших войск, который занимается вопросами управления, контроля, исполнения или непосредственного осуществления намеченных планов. Не только венгерское правительство, но и все граждане Венгрии должны внести свой вклад в совершенствование наших Вооруженных сил, которые способны защитить нашу страну и выполнить наши обязательства перед союзниками. Обретение способностей, которые обеспечат нам уважение всего общества и признание союзников, послужит веским доказательством достойного использования средств налогоплательщиков, пополняющих военный бюджет.