Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Клаус Витман (Klaus Wittman)
Начальник факультета командно-штабной академии, Гамбург
АДАПТАЦИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ И ОБУЧЕНИЯ К НОВЫМ СТРАТЕГИЧЕСКИМ И ОПЕРАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

Вступление

Благодарю вас за предоставленную возможность выступить на предпоследней пленарной сессии этой чрезвычайно актуальной конференции. Очень сожалею, что мне удалось принять участие в ее работе только в заключительный день.

Будучи начальником факультета германского Генерального командно-штабной академии - Академии руководящего состава Бундесвера, - я отвечаю за разработку учебного плана и, частично, за его исполнение.
До этого в течение четырех лет я проходил службу в должности военного советника германского посла в НАТО в Брюсселе.

Коренные изменения, произошедшие после окончания холодной войны в общей ситуации обеспечения безопасности и в стратегической сфере, были особенно значимы именно для Германии:

· Угроза, исходившая от Варшавского Договора, канула в историю;
· Исчезновение внутренней германской границе положило конец также и концепции "Передовой обороны";
· Постепенно Германия стала принимать участие в решении новых задач в рамках НАТО в контексте выполнения миротворческих функций и управления кризисными ситуациями.

Новая Стратегическая Концепция НАТО 1991 года и ее более четко сформулированная редакция от 1999 года наметили "стратегию без противостояния" и такие новые важнейшие задачи по обеспечению безопасности, как:
- коллективная оборона,
- вклад в дело недопущения конфликтов и управления кризисными ситуациями,
- партнерство и взаимодействие.

Напряженные усилия, направленные на обеспечение стабильности и безопасности в Европейско-Атлантическом регионе,
· сопряжены с многообразием рисков, но базируются при этом на позитивных возможностях,
· ставят широкий спектр задач в военной сфере,
· требуют от вооруженных сил большой гибкости, мобильности, маневренности, устойчивости и способности к взаимодействию,
· делают больший акцент на многонациональность, и не только в рамках НАТО, но также и на основе партнерства, и так называемую "слаженность", т.е. взаимодействие армии, флота и военно-воздушных сил.

Все это накладывает серьезный отпечаток на процессы подготовки и обучения наших вооруженных сил и, особенно, их руководящего состава, который должен соответствовать изменившимся условиям.

В нашей Академии руководящего состава Бундесвера мы полагаем, что уже многого смогли достичь в вопросах приведения системы образования в соответствие к новым требованиям. Именно поэтому я бы хотел использовать наше учебное заведение в качестве примера при описании уважаемой аудитории нашего подхода.

2. Академия Руководящего Состава Бундесвера

В основанной в 1957 году Академии руководящего состава Бундесвера кадровые офицеры всех трех видов вооруженных сил проходят подготовку с последующим назначением на командно-штабные, в том числе и генеральские/адмиральские, должности.
Основным корпусом Академии являются "Казармы Клаузевица".
Как известно, Карл фон Клаузевиц - Прусский генерал-майор и военный теоретик (1780 - 1831) является одним из величайших военных реформаторов Пруссии начала 19-го века. С 1812 по 1814 г.г. он служил советником в Генеральном штабе России. Он принимал активное участие в разработке Тауроггенского договора, который являлся важным аспектом Российско-германских отношений.
Его классический труд "О войне" до настоящего времени считается одним из основных учебных пособий по военной теории как в Европе, так и за ее пределами. Высказанная им в этой работе фраза о том, что "Война есть не что иное, как продолжение политики, только иными средствами", является, пожалуй, наиболее часто цитируемой. Этим заявлением Клаузевиц четко указал на то, что война, а, соответственно, и вся военная машина, служит политическим целям и не может восприниматься в качестве самостоятельных феномена. Именно поэтому он считал, что подготовка офицеров охватывает не только простое обучение их военным дисциплинам.

3. Структура и Программа Обучения

Задачи, решаемые Академией Руководящего состава
-
Подготовка и обучение старших офицеров
- Повышенная подготовка и обучение старших офицеров на продвинутом этапе
- Вклад во взаимодействие с другими странами
- Взаимодействие гражданских и военных организаций
- Участие в формировании военной политики на национальном и международном уровне.
Задачи Академии руководящего состава в области обучения и подготовки охватывают подготовку кадровых офицеров на уровне капитана, а также продвинутый этап подготовки и обучения штабных офицеров: обе категории с целью дальнейшего назначения на командно-штабные должности в национальных и интернациональных штабах (штабах НАТО).
Благодаря установлению и поддержанию международных контактов наша Академия вносит разносторонний вклад в дело партнерства и взаимодействия с другими государствами.
Два других существенных направления нашей деятельности состоят в налаживании и развитии взаимодействия между военными и гражданскими структурами, - особенно в научно-экономической области, а также и в сфере культуры, - в развитии и совершенствовании базовых принципов совместных многонациональных операций. В целях дальнейшего совершенствования методики обучения наши преподаватели сотрудничают с целым рядом научных институтов, как в самой Германии, так и в других государствах.

Организационная структура Академии руководящего состава
Академия состоит из трех функциональных подразделений:
· Курсы переменного состава
· Факультеты
· Штаб учебного заведения
Возглавляемое мною факультетское звено отвечает за разработку и выполнение учебных планов и программ для всех курсов и семинаров.
В моем подчинении находятся шесть кафедр и Центр по координации совместных операций.
Ключевые вопросы обучения в рамках Кафедры стратегии и политики безопасности охватывают области политики международной безопасности и военной стратегии, а также концептуальное развитие, предназначение и структура вооруженных сил.
Кафедры социального образования охватывает вопросы влияния социальных наук на процесс осознания офицером себя и своего окружения в качестве военнослужащего, гражданина своего государства и члена общества, но при этом он также занимается и изучением новых аспектов вопросов безопасности в современном мире с точки зрения концепции безопасности в ее более широком понимании.
Учебный план Кафедры руководства и управления охватывает вопросы концепции руководства и управления Федеральных Вооруженных Сил, включающей ключевые аспекты квалификации, такие как, навыки руководства и взаимодействия, способности решить конфликт и достичь взаимопонимания, умение дать правильную оценку ситуации.
Кафедры Сухопутных войск, Военно-воздушных и Военно-морских сил осуществляют подготовку и обучение по аспектам соответствующих видов вооруженных сил.
Центр координации совместных операций проводит фундаментальные исследования для Министерства обороны Германии и разрабатывает основополагающие аспекты в области совместных операций, а также проводит "совместное" обучение. Подобное сочетание является полезным и взаимодополняющим фактором.
В целом факультетское звено насчитывает 110 военных и 15 гражданских преподавателей.
Около 5% занятий, предусмотренных годовым учебным планом, проводятся приглашаемыми преподавателями, количество которых составляет приблизительно 400 человек. Таким образом, мы получаем информацию из первых рук и обеспечиваем требуемый уровень мотивации обучения и его соответствия современным требованиям.

Учебно-Тренировочный Центр
Учебно-тренировочный центр, начавший свою работу в марте 2000 года, организационно входит в Центр координации совместных операций.
Он обеспечивает высокое качество подготовки и обучения с использованием компьютерной техники. Восемь тренировочных модулей его современных учебных классов позволяют обучаемым отрабатывать учебные вопросы в составе учебной команды (штаба).
Центр обладает современным оборудованием для имитации совместных операций наземных, воздушных и морских сил.
Штабная работа обеспечивается использованием приблизительно 200 персональных компьютеров, интегрированных в единую сеть.
На начальном этапе в качестве предварительного условия для получения повышения до майора или капитан-лейтенанта, все офицеры должны пройти базовый экзаменационный курс и, разумеется, успешно его сдать. Данный "Квалификационный Курс Старших Офицеров" является обязательной основой для прохождения всех остальных курсов обучения, действующих в нашей Академии.
В дальнейшем я вкратце остановлюсь на этой программе курсов обучения.

Квалификационный курс обучения старших офицеров
Продолжительность занятий упомянутого мною выше квалификационного курса обучения старших офицеров составляет 14 недель. Он проводится три раза в год. В целом, на этом курсе обучается около 600 человек в год.
В его рамках изучаются следующие предметы:
· Политика и стратегия безопасности
· Общественные науки
· Руководство и управление
· Обучение аспектам Армии, Военно-воздушных и Военно-морских сил.
По эти предметам офицеры должны сдать два устных и два письменных экзамена.
Около 85% выпускников Квалификационного курса обучения кадровых офицеров поступают на Командные курсы Вооруженных Сил, а около 15% отбираются для учебы на Курсы подготовки штабных офицеров генерального штаба.
Продолжительность занятий на Командных курсах вооруженных сил составляет восемь недель. Главной задачей данного курса является подготовка обучаемых к назначению на должности в национальных и многонациональных штабах.
На данном курсе также придерживаются принципа совместного обучения кадровых офицеров армии, флота и Военно-воздушных сил. Он охватывает специфические военные дисциплины, а также вопросы общей безопасности и социально-политические аспекты.
Основной задачей данного Курса является подготовка офицера к самостоятельному и ответственному выполнению функций, возлагаемых на работников генеральных штабов:
-
в мирное время, во время возникновения кризисных ситуаций и в условиях различных форм проявления конфликтов,
- как в находясь в составе своего управленческого звена, так и изолированно от него,
- как на национальном, так и на международном уровнях, особенно в структурах НАТО, а также
- на любом уровне управления.
Центральным элементом обучения и подготовки, предоставляемым в Академии руководящего состава, являются Курсы подготовки штабных офицеров национального генерального штаба.
К данному двухгодичному курсу допускаются только наиболее успевающие офицеры (точнее, около 12,5 % из числа ежегодного набора).
Основной задачей данного Курса является подготовка офицера к самостоятельному и ответственному выполнению функций, возлагаемых на работников генеральных штабов.

Ниже можно проследить основные задачи обучения.
Генеральная задача процесса обучения сводится к формированию современных старших офицеров, которые на базе высокой квалификации и ценностно-ориентированного подхода смогут эффективно выполнять свои служебные обязанности, оставаясь в то же время цельными и уверенными в себе представителями Бундесвера в обществе.
Сформулированная здесь центральная идея пронизывает весь спектр процесса обучения и подготовки старших офицеров в стенах Академии управляющего состава, но наибольшее ее влияние сказывается именно в ходе обучения на Курсах подготовки офицеров генерального штаба.
Офицеры изучают доктрины соответствующих видов ВС: Сухопутных, Военно-воздушных и Военно-морских сил.
Помимо этого, они получают необходимые знания и квалификацию для проведения совместных операций и решения объединенных задач. С этой целью проводятся более 50% занятий, в ходе которых офицеры работают в объединенных учебных штабах и ставках.
Совместное обучение предусматривает проведение учений и занятий силами четырех смежных кафедр, а именно: Кафедры стратегии и политики безопасности, Кафедры Руководства и Управления, Кафедры Общественных Наук, а также Центром Координации Совместных Операций.
Каждый набор Курсов подготовки штабных офицеров национального генерального штаба состоит приблизительно из 80 немецких офицеров, а также приблизительно 25 офицеров государств-членов НАТО, либо членов Европейского Союза. Всего на двух курсах, - старшего и младшего состава, - которые проводятся одновременно, обучается около 210 человек. На диаграмме вверху показан нынешний состав двух национальных курсов.
Начиная с 1999 года, к обучению на курсах присоединились офицеры из трех новых государств-членов НАТО, а именно: Польши, Чехии и Венгрии.

Квалификационные курсы старших офицеров
Международные Курсы подготовки штабных офицеров генерального/ штаба проводятся в нашей Академии начиная с 1962 года. В рамках данных курсов проходят обучение офицеры государств, не входящих в состав Северо-Атлантического блока. Продолжительность обучения на данных курсах составляет 10 месяцев; однако до их начала в течение нескольких месяцев проводятся курсы изучения немецкого языка, так как занятия основного курса проводятся именно на этом языке.
Международные курсы подготовки штабных офицеров генерального штаба предназначены для подготовки выпускников к выполнению функций офицеров генерального штаба, а также для формирования у них всесторонних знаний о Германии, ее политике, культуре, истории и экономике. В ходе обучения на данных курсах ставится также задача - дать возможным обучаемым лучше узнать друг друга, включая получение ими знаний о соответствующих национальных культурах и социальном строе их государств, и обменяться взаимными идеями и мнениями.
Текущий курс имеет 38-й порядковый номер, начиная с момента его образования.
В настоящее время в Академии руководящего состава Бундесвера проходят обучение 52 иностранных слушателя, включая двух офицеров из России. Помимо этого, на курсах также обучаются 18 германских слушателей.
До настоящего момента обучение на данных курсах прошло более 1000 офицеров из большого числа (около 105) иностранных государств.

Учебная программа ЕВРО-Курсов 2000
ЕВРО-курсы предназначены для обучения принципам и нормам функционирования структур НАТО и Европейского Союза офицеров из тех стран, которые стремятся к тесному сотрудничеству и получению членства в данных организациях. Они проводятся вслед за Международными курсами подготовки штабных офицеров генерального штаба, а их продолжительность составляет 13 недель.
Учебным планом ЕВРО-курсов предусмотрено изучение следующих дисциплин:
- Основы стратегии и политики безопасности, а также основы социальных наук;
- Основы оперативно-командного управления и взаимодействия между наземными, воздушными и морскими силами;
- Два объединенных совместных оперативных учения;
- Стажировка в европейских военных структурах.
Обладая подобными структурами - международными курсами подготовки штабных офицеров генерального штаба и ЕВРО-Курсом, Академия руководящего состава отвечает современным изменившимся международным требованиям.

Из широкого спектра организованных у нас курсов и семинаров мне хотелось бы особо остановиться на трех:
Высшие Командно-Штабные Курсы предназначены для повышенной подготовки германских и иностранных старших офицеров, отобранных для назначения на должности уровня OF-5 и выше, как национальных, так и международных структур.
Штабные Офицерские Курсы ООН, или ШОКООН, обеспечивают подготовку германских и иностранных офицеров для прохождения службы на штабных должностях в миссиях, проводимых на основе мандата Организации Объединенных Наций.
Штабные Офицерские Курсы НАТО проходят 2 раза в год продолжительностью 4 недели каждый: На них обучаются12 иностранных и 4 немецких старших офицера. Преподавание на курсах ведется на английском языке.
Начиная с осени 1998 года, в Академии руководящего состава 2 раза в год проводятся Штабные офицерские курсы НАТО для старших офицеров государств, недавно ставших членами НАТО, т.е. Польши, Чешской Республики и Венгрии.
Задачей данных курсов является подготовка офицеров для назначения на должности в штабах НАТО.
Учебная программа курсов охватывает вопросы военной стратегии НАТО, штабную работу и руководящие документы.
Общая программа обучения включает также определенное количество академических командировок к нашим союзникам в Европе и США.
Осуществление подобных визитов в иностранные военные организации, министерства обороны, командования НАТО и международные структуры безопасности дает нашим слушателям возможность наилучшим образом уяснить значение международного партнерства и сотрудничества.

4. Новые требования

Все указанные выше курсы, как и их содержание, уже в достаточной степени отвечают требованиям современного военного обучения в изменившемся мире.

Вооруженные Силы и Общество

Изменившаяся роль современных вооруженных сил придало еще большое значение вопросам изучения политики безопасности и социальных горизонтов современного мира, а также вопросам взаимодействия армии и общества.
Наши молодые офицеры должны хорошо осознавать тот факт, что в тех регионах, в которых они должны будут действовать и взаимодействовать с другими организациями, - как правительственными, так и не правительственными: СМИ, местные органы власти, перемещенные лица или беженцы, - они будут гостями населения, имеющего свои, абсолютно отличные, исторические, этнические и религиозные корни. Поэтому мы полны решимости повышать межкультурную компетенцию наших слушателей.
Мы разработали программы более глубокого изучения таких аспектов как
· неправительственные организации, Информационная деятельность, ПРМ;
· вопросов связи с общественностью и СМИ.
Мы организовали семинары для советников политических партий, журналистов и членов других общественных организаций с целью информирования их в вопросах политики безопасности, новой роли вооруженных сил, а также создания необходимой базы для открытых дискуссий.
В рамках нашей Академии руководящего состава мы создали Международный центр Клаузевица, который призван:
· выступать в качестве форума для обсуждения различных аспектов безопасности на стыке взаимодействия двух ее составляющих областей: военной и политической, а также формирования их стратегической общности;
· взаимодействовать с международным исследовательским центром Клаузевица с учетом концепции всеобъемлющей безопасности;
· оказывать поддержку молодым офицерам в их научных изысканиях.

Многонациональность и интернациональность

В наши дни фактор многонациональности стал обычным явлением в повседневной военной деятельности Бундесвера. Вооруженные силы Германии присутствуют в шести многонациональных корпусах и других многонациональных формирований. Объединенный корпусной штаб, состоящий из польских, датских и немецких армейских элементов, был сформирован 1 апреля 1999 года в городе Щецин.
Помимо этого фактор многонациональности занимает важное место при выполнении таких миссий, как СФОР в Боснии или КФОР в Косово.
Все это требует наличия глубоких знаний о партнерах, а также структурных процессах, происходящих в международном сообществе.
Соответственно, одной из важнейших задач Академии руководящего состава является подготовка военных руководителей для выполнения международных задач, как в рамках существующих альянсов, так и за их пределами. В этих целях в целом ряде наших учений и занятий нашли отражение требования международного партнерства и сотрудничества.
И, наконец, помимо приема иностранных слушателей в нашем учебном заведении Бундесвер направляет германских старших офицеров в соответствующие учебные заведения за рубежом.

Офицеры по связи и взаимодействию в Академии руководящего состава Бундесвера

Многонациональность подразумевает также тесные контакты, поддерживаемые Академией с нашими союзниками. Особый статус отношений с Соединенными Штатами Америки, Великобританией, Италией и Францией подчеркивается тем фактом, что в нашу Академию руководящего состава из этих стран назначаются офицеры по связи и взаимодействию.
В этом году к ним присоединится офицер по связи и взаимодействию из Польши.
Подобно тому, как наши союзники имеют своих представителей в нашем учебном заведении, германские офицеры по связи и взаимодействию находятся в соответствующих учебных центрах в Соединенных Штатах, Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Польше, Чешской Республике, Албании и Эстонии.
Особое направление нашего международного сотрудничества охватывает наши связи с государствами Центральной и Юго-Восточной Европы, а также с государствами, входившими ранее в состав СССР.
Начиная с 1990 года, Академия руководящего состава разрабатывает "Ежегодные программы" с этими государствами, которые предусматривают взаимные посещения и обмен делегациями, как на уровне командования учебных заведений, так и на уровне преподавателей и самих обучаемых.
Программы контактов и взаимообмена с военными учебными заведениями государств Центральной и Юго-Восточной Европы, СНГ и Прибалтийских республик.
По сравнению с только тремя визитами, осуществленными в три иностранных государства в 1990 году, число взаимных обменов в прошлом году выросло до 60 двусторонних визитов в 18 различных государств.
В целях организации и решения все возрастающего количества задач по обмену визитами на различных уровнях нами был создан Отдел по Международным Связям, который призван в качестве постоянного органа решать задачи двух- и многостороннего сотрудничества.
Академия руководящего состава оказывает также содействие своим партнерам - академиям Центрально-европейских государств - в решении концептуальных вопросов их учебных программ.
Таким образом, помимо многонационального сотрудничества в области задач по поддержанию мира и важных аспектов возможного взаимодействия, международная деятельность Академии руководящего состава четко вписывается в более широкие рамки программы "Партнерство ради мира". Она является частью программы укрепления доверия и предотвращения, вследствие этого, возникновения конфликтных ситуаций. Ее смело можно соотнести с той категорией, которая правительством Великобритании была удачно названа "Оборонительной дипломатией".

Новые задачи - новые миссии

Помимо классической функции коллективной обороны мы должны готовить наших офицеров к выполнению более широкого спектра задач, таких как: действие в кризисных ситуациях и выполнение других миротворческих функций, включающих задачи по поддержанию мира, восстановительные работы, оказание гуманитарной помощи и эвакуацию.
При выполнении подобных задач:
· состав сил является совместным и/или объединенным,
· более вероятно оказание взаимного содействия за пределами сферы НАТО,
· ожидается повышенное и постоянное внимание средств массовой информации.
Совершенствование нашего процесса обучения и образования приводит к тому, что:
· Наши совместные учения охватывают весь спектр задач.
· Мы организовываем семинары с фокусировкой внимания на новую роль НАТО.
· Мы создали несколько учебных групп, в которых, например, слушатели Курсов подготовки штабных офицеров генерального штаба задействованы в концептуальной работе в отношении Стратегической концепции НАТО и операций по поддержанию мира.
· Мы также обеспечиваем постоянное совершенствование наших занятий: путем привлечения внешних преподавателей, имеющих опыт решения различных задач, таких как СФОР/КФОР, а также путем отправки наших собственных преподавателей в действующие миссии с целью приобретения необходимого практического опыта.

Совместность и сочетаемость

Несмотря на то, что - по организационным соображениям - мы сохраняем деление учебных направлений по видам вооруженных сил в качестве базового элемента, более 50-ти % наших учебных занятий разработаны и представлены совместными управлениями и штабами.
Академия руководящего состава вносит свой вклад в разработку совместных союзнических документов и публикаций, предоставляя концепции национальных доктрин, как того требуют Министерство Обороны и задачи обучения совместным операциям. В этих целях нами был создан Центр Координации Совместных Операций.
Приняв во внимание все перечисленные факты, можно сделать вывод о том, что наша Академия Руководящего Состава является не разрозненным, а совместным и единым организмом.
В настоящее время в целях комбинирования различных аспектов новой обстановки (среды) мы организовали целый ряд совместных учений. Данная фаза обучения предусмотрена на втором году прохождения Курсов генерального штаба, после того как слушатели уже получат основательные знания о качественных характеристиках и возможностях отдельных видов, родов и служб.
В настоящее время совместные операции требуют достижения взаимопонимания между видами и родами вооруженных сил, а также тесного взаимодействия на всех командных уровнях.

Краткий обзор совместных операций

В ходе данной учебной программы слушателям задается сценарий международной ситуации, когда они должны выполнить задачи планирования.
Сейчас мне бы хотелось представить вам пять этапов последовательности учений, в ходе которых слушатели всегда организуются в штабные группы на различных уровнях Министерства Обороны, НАТО или Западно-Европейского Союза:
"ВЫРАБОТКА СОВМЕСТНОГО РЕШЕНИЯ" - представляет собой одностороннее штабное учение. Оно посвящено военному планированию чрезвычайных ситуаций в мирное время.
Половина слушателей решают эти задачи на уровне штаба коалиционных сил, а другая - на уровне Министерства обороны.
"СОВМЕСТНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ" представляет собой двухстороннее учение, проводимое с помощью компьютерной базы. На этом этапе слушатели должны спланировать и провести совместные действия по военному сценарию для обеих сторон, а именно, наземные, морские и воздушные операции, - первоначально на уровне RC в Объединенных Штабах Совместных Боевых Действий, а затем - на уровне одного из входящих в их состав командований.
"СОВМЕСТНЫЙ ОТПОР" является военным элементом в управление кризисными ситуациями. На этом этапе внимание концентрируется на том, что политика управления кризисными ситуациями диктует необходимость использования как гражданских, так и военных механизмов.
Ориентирование всего военного планирования и осуществления операций на политические цели, а не простая постановка боевых задач является ключевым моментом на данном этапе обучения. На это также делается упор в ходе предшествующего ему семинара по междисциплинарному управлению кризисными ситуациями, в работе которого, помимо прочих, принимают участие представители министерства иностранных дел, министерства экономики и развития, а также представители разведывательных служб.
В свете достижения данной цели мы прекрасно осознаем важность взаимодействия между Военным штабом Западноевропейского Союза и национальных штабов, а также привлечение дипломатических представителей Министерства иностранных дел Германии и учет их видения ситуации в целях разработки общей концепции системы управления кризисными ситуациями.
В отличие от других этапов последовательности совместных учений действий объединенных сил, которые проводятся в рамках НАТО, стратегическим звеном практических действий на этапе "СОВМЕСТНОГО ОТПОРА" в настоящее время является Западноевропейского Союз. В будущем таким звеном, возможно, станет Европейский Союз.
На базе учебного этапа "СОВМЕСТНОГО ОТПОРА" нами разрабатывается новый элемент учебных занятий "СОВМЕСТНАЯ ЭВАКУАЦИЯ", в ходе которого слушатели должны будут разработать оперативную концепцию эвакуации европейских граждан.
На этапе "СОВМЕСТНАЯ ГАРМОНИЯ" слушателей знакомят со спецификой международного управления кризисными ситуациями, осуществляемого на основании выданного НАТО мандата ООН.
Центральную роль при этом играет новый расширенный спектр задач НАТО, а также соответствующие вооруженные силы и командные структуры (Концепция ОООТГ (общевойсковых объединенных оперативно-тактических групп)).
Слушателей знакомят с политическими, правовыми и организационными основами системы предотвращения международных конфликтов и управления кризисными ситуациями. В ходе данного этапа обучения они должны уяснить весь спектр аспектов и проблем, связанных с операциями по поддержанию мира, а также организационную систему таких структур, как ООН, ОБСЕ, Европейский Союз, Западно-Европейский Союз и НАТО.
На данном этапе обучения упор делается на методику подготовки решений на различных командных уровнях с точки зрения оперативного планирования НАТО по поддержанию мира в рамках мандата ООН, т.е. разработка детального оперативного плана по развертыванию и применению сил общевойсковых объединенных оперативно-тактических групп.
И, наконец, на этапе "СОВМЕСТНАЯ ПОМОЩЬ И СОДЕЙСТВИЕ" центральным пунктом является гуманитарная катастрофа, которая требует привлечения для оказания поддержки и помощи размещенных военных сил, непосредственно участвующих в операциях по поддержанию мира, т.е. в реализации этапа "СОВМЕСТНАЯ ГАРМОНИЯ".
Данное учение предназначено для того, чтобы продемонстрировать его участникам/слушателям существующие зависимости, взаимосвязи и ограничения национальных политических решений и степени ответственности гражданских организаций, а также развить их навыки планирования на уровне объединенных штабов совместных действий при осуществлении поддержки операций по оказанию гуманитарной помощи.

5. Заключение

В дополнение к обычным задачам, которые должен быть способен решать военный руководитель, к нему сейчас предъявляются новые стратегические и оперативные требования; при этом значительно расширился диапазон охватываемых военной профессией вопросов и проблем. Военные офицеры обязаны обладать знаниями в области социальных наук, они должны быть открыты для инноваций и готовы к постоянному обучению и совершенствованию своих навыков.
В Академии руководящего состава Бундесвера все знания, полученные в ходе современной практической деятельности "в поле", постоянно интегрируются в учебный процесс ("в классе"). Поэтому наши учебные планы и программы являются живыми документами. Их главными составляющими являются "совместность" и "общность" (комплексность). Мы повысили взаимодополняющее междисциплинарное сотрудничество наших кафедр - особенно на этапе совместных учений и занятий.
Для более глубокого познания нашего информационного общества мы интенсифицировали курс обучения, связанный с вопросами изучения средств массовой информации и взаимодействия с ними, а также применения современных информационных технологий.
В целом, я убежден, что мы прошли достаточно далеко и успешно по пути адаптации нашего учебно-образовательного процесса к новым требованиям, и что наши слушатели получают качественную подготовку для последующего назначения на должности как на национальном, так и на международном уровнях.