Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Рольф Бешт
Председатель рабочей группы МО Германии по международному сотрудничеству
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ ГЕРМАНИИ И НЕМЕЦКАЯ КОНЦЕПЦИЯ INNERE FUHRUNG

1. Уроки истории
Сразу после своего образования в 1949 Федеративная республика Германии не имела собственных вооруженных сил. Только после длительного и болезненного процесса дебатов наше молодое демократическое государство получило возможность иметь свои вооруженные силы.
В 1955, всего десятилетие спустя после окончания Второй мировой войны и спустя целых десять лет отсутствия у Германии вооруженных сил осуществить интеграцию армии в уже функционирующее демократическое государство было сложной задачей.
Еще в 1950 году были разработаны основные руководящие принципы для вооруженных сил Германии, названных "Бундесвер", затем была создана программа, которая позволила вооруженным силам дополнить демократическое общество, программа по внедрению вооруженных сил в государство и общество с одной стороны; а с другой стороны концепция управления, образования и взаимоотношения между командирами и подчиненными. Она должна была отразить уважение к демократическим правам людей и их обязанности.
Эта программа, эта концепция была уникальной идеей, которая была осуществлена всеобъемлюще и полностью в последующие годы. Она была названа: концепция "Innere Fuhrung", т.е. "внутреннее управление" или "идейное руководство".
Эта программа стала гарантом успешной интеграции вооруженных сил в общество.

2. Интеграция немецких вооруженных сил в демократическое государство и общество
Этот процесс основывался на четырех принципах:
Первый принцип: Бундесвер является частью исполнительной власти нашего государства. Поэтому вооруженные силы несомненно подчинены верховенству политики.
Приоритет политического руководства проявляется и в том, что в мирное время главнокомандующим является гражданский министр обороны, а в военное - канцлер Федеративной Республики Германия.
Кроме того, Вооруженные Силы Германии контролируются демократически избранным парламентом.
Вдобавок, парламентский Комитет обороны Германии имеет неотъемлемое право действовать как орган расследования по военным и оборонным вопросам
Второй принцип: Бундесвер является армией призывного типа. Правительство и парламент придают особое значение тому, что одной из основных обязанностей любого гражданина является долг по защите отечества от агрессии извне. Кроме того, призыв способствует постоянному сближению слоев населения и поэтому способствует интеграции вооруженных сил в государстве и обществе. Большинство наших кадровых военнослужащих набираются из призывников, проходящих срочную службу.
Третий принцип: Многонациональность.
С самого начала начал Бундесвер был задуман как германский вклад в организацию коллективной обороны. Национальная замкнутость не входила в наши намерения. Поэтому все боевые подразделения были включены в оперативные планы НАТО и ее систему управления.
Готовность коллективной обороны также выражена в размещении многочисленных союзнических сил на территории Германии. Даже сегодня, когда противостояние между Западом и Востоком кануло в лету, мы остаемся частью усовершенствованной командной структуры НАТО; три из четырех наших армейских корпусов были структурированы как многонациональные корпуса.
Четвертый принцип: Наши военнослужащие - это граждане в военной форме.
Наша конституция не делает каких либо различий между фундаментальными правами гражданских лиц и военнослужащих. Военнослужащий является защитником конституционального порядка и образа жизни, который основывается на законах и свободе. Поэтому он должен осознавать эти ценности и владеть ими, находясь на службе. Основные права ограничены лишь настолько, насколько это необходимо для эффективности вооруженных сил. И это должно исполняться в соответствии с законом.
Подводя итог, можно сказать, что Бундесвер является армией парламентской демократии, и таким образом, неотъемлемой частью нашего государства и общества.

3. Особенности взаимоотношения вооруженных сил и германского общества
А) Концепция "Innere Fuhrung"
Одно из самых главных отличий Бундесвера от прошлых немецких армий - роль личности и обеспечение ее гражданских прав. Я особенно подчеркиваю термин "гражданин в военной форме".Это стало отличительным знаком наших вооруженных сил. Термин "военное руководство и гражданское образование" не полностью отражает сути "Innere Fuhrung".
Так что же значит этот термин?
Первое: Эта модель представляет наше понимание человека как гражданина, рожденного свободной личностью.
Второе: Это также отображает образ политически образованного, дисциплинированного гражданина, чей статус военнослужащего не влияет на его понимании и оценку политических целей, способы и возможные последствия его действий.
Третье: Понимание военнослужащим его роли защитника гражданского общества, разделяющего ответственность за защиту прав человека и осознаюшего, что абсолютно невозможно сохранить достоинство человека без свободы.

Основной задачей "Innere Fuhrung" является гармонизация необходимой иерархичности армии с плюралистическими особенностями нашей парламентской демократии.
В основе любой управленческой деятельности Бундесвера стоит военное руководство. В практике руководства важны два ключевых фактора: первый - должны исполняться служебные обязанности и четко выполняться поставленные задачи; второе, законные требования каждого военнослужащего, его права и индивидуальность должны уважаться. "Innere Fuhrung" - это наш способ гарантировать надлежащий баланс между военной эффективностью и индивидуальными правами.
Солдат Бундесвера, который удовлетворяет принципам руководства и актам гражданского образования в соответствии с принципами конституционного государства в рамках тактики, определяемой задачей, которая хорошо себя зарекомендовала еще со времени создания Бундесвера.
Это означает что он непосредственно ответственен за исполнение поставленной задачи любыми средствами, находящимися у него в распоряжении. Решение, каким способом и какими средствами выполнить поставленную задачу находится, под его личной ответственностью.
Этот принцип доказал свою значимость в пока еще редких для Бундесвера миротворческих миссиях. Военнослужащие, независимо от своего звания, используют свои возможности для выполнения поставленной им задачи в целях успешного выполнения всей миссии. Этот принцип требует доверия начальника к подчиненным и их готовности выполнять поставленные задачи, развивая персональную ответственность, стимулирующую мотивацию.
Именно поэтому тактика, определяемая миссией, стала особенностью всех операций Бундесвера.
Мы были уверены с самого начала что принципы "Innere Fuhrung" должны играть важную роль в объединении и мотивировании наших солдат. Это делает "Innere Fuhrung " неотъемлемой частью - основополагающим принципом - деятельности руководства и командования во всех областях и на всех уровнях.
Независимо от этих причин приблизительно сорок лет назад был основан центр "Innere Fuhrung" как военное учреждение (Центр развития навыков руководства и гражданского образования). Это центр сосредоточен на развитии концепции нашего руководства.
Он изучает важные процессы, происходящие в обществе и вооруженных силах, дает оценку полученных данных, проникновение в суть военного обучения и образовательных программ. Деятельность центра охватывает:
- обучающие курсы и семинары для командиров любых степеней;
- подготовительные и полевые учения;
- разработку и издание наставлений для командиров;
- издание брошюр с курсами обучения для частей и подразделений;
- семинары по развитию гражданского общества в рамках программы Партнерство ради мира;
- информирование и мероприятия для различных социальных группам.

Б) Осуществление гражданских прав
Чтобы реализовать такую модель, каждый немецкий военнослужащий, как и любой другой гражданин, должен иметь право пользоваться всеми политическими и гражданскими правами. Гражданские права могут быть ограничены лишь настолько, насколько позволяет военная служба. Немецкая конституция требует, что любой вид ограничений прав может осуществляться только на основании закона.
Этот особенный закон называется "Закон о военнослужащих".
Военнослужащие являются членами политических партий и военного профсоюза, а также других общественных организаций. Солдаты, проходящие срочную службу, также как и профессиональные военные, наравне участвуют в гарнизонных мероприятиях. Этому способствует разрешение уходить в увольнение в любое внеслужебное время.
Военнослужащие могут голосовать и выдвигать свою кандидатуру на выборах.
Командиры не могут ограничивать гражданские свободы своих подчиненных, за исключением следующих пяти случаев: свобода слова, свобода собрания, подача коллективных жалоб, неприкосновенность жилища и свобода передвижения. Все остальные гражданские права полностью распространяются на военнослужащих, включая достоинство человека, равенство перед законом, свобода совести, возможность заводить семью и жить семейной жизнью.
За соблюдением законности и осуществлением парламентского контроля над армией Бундестаг учредил должность так называемого Комиссара вооруженных сил, аналогично шведскому "омбудсману", который имеет широкие полномочия посещать военные объекты и инспектировать их.
Кроме охраны гражданских прав военнослужащих, Комиссар ВС следит за реализацией концепции Innere Fuhrung.

Заключение
На протяжении 40 лет ВС ФРГ строятся на концепции Innere Fuhrung, которая стала частью повседневной реальности в руководстве вооруженных сил. Она поддерживает баланс в конфликте интересов между военной эффективностью и свободами граждан ФРГ в военной форме.
Это модель не является предметом экспорта или примером для подражания. Ее истоки - в нашей истории, конституции и общественных отношениях.
Тем не менее, наш опыт заслуживает внимания и изучения. Наилучшим образом это можно сделать на месте, увидев воочию реализацию нашей концепции. Именно поэтому я выступаю за развитие обменов между нашими организациями, в особенности с германским Центром Innere Fuhrung.