Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Джон Риф
Начальник Главного штаба Вооруженных Сил Великобритании
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММАЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Перемены и тенденции в ситуации безопасности

В эволюционирующей ситуации международной безопасности сохранение обороноспособности на должном уровне крайне важно.
Наша оценка текущего положения показывает, что единого источника крупной угрозы безопасности Великобритании или ее союзников не существует.
Однако, мы стоим перед лицом целого ряда потенциальных источников опасности, которые могут вызвать к жизни необходимость использования вооруженных сил, особенно в отсутствии каких либо иных решений. К таким потенциальным источникам опасности относятся:
- экологические проблемы и нехватка ресурсов;
- демографические тенденции;
- региональная нестабильность; напряженность этнических и религиозных отношений, сопровождающаяся распадом государств и миграцией населения;
- распространение оружия;
- преступность, торговля наркотиками и терроризм.
Существование такого диапазона проблем означает, что от наших вооруженных сил может потребоваться выполнение все большего количества разнообразных задач.
Крайне важно, чтобы наши вооруженные силы обладали большим диапазоном возможностей решения этих задач и чтобы им был обеспечен такой уровень подготовки и такая вооруженность техническим средствами, которые гарантировали бы высокую маневренность и приспособляемость.
Учитывая непредсказуемость угрозы, как в смысле ее типологии, так и в смысле географии возникновения, необходимо обеспечить готовность наших вооруженных сил к стратегическому развертыванию способность к длительным боевым действиям с тем, чтобы они могли осуществлять операции, которые скорее всего, будут экспедиционными.
Мы думаем, что задача реагирования на создавшуюся угрозу лежит не только на плечах Великобритании. Решение международных проблем требует международных усилий.
Мы подчеркиваем необходимость эффективного международного подхода к решению задач безопасности в силу следующего:
Такой подход открывает более широкие возможности и является политически более приемлемым;
Односторонние действия зачастую невозможны по соображениям недостаточных ресурсов.

Процессы планирования

Приспособление к изменениям в отношении безопасности всегда было одним из аспектов британского оборонного планирования.
"Варианты для перемен" в начале 90-х годов привели не только к значительному сокращению общей численности наших вооруженных сил в ответ на изменение политической обстановки, но и к сдвигу акцента в инвестированиях в сторону большего внимания к войскам первого эшелона и введению большей интеграции в объединенных операциях.
В "Обзоре стратегической обороны" в 1998 года были пересмотрены оборонные потребности в свете более широких целей внешней политики и политики безопасности и отражены взгляды представителей академических и торгово-промышленных кругов. Обзор содержал три основные идеи:

Великобритания будет играть ведущую роль в международных делах;
Существует твердое намерение инвестировать создание высокобоеспособных сил;
Большее внимание будет уделяться предотвращению конфликтов с применением вооруженных сил, действующих во имя добра.

Основываясь на этих положениях, мы ввели в практику процесс планирования, в ходе которого анализируется вероятное развитие событий и тенденций в будущем "стратегическом контексте" и определяются их последствия для обороны. Результаты анализа используются в оборонном планировании и обеспечивают практическую применяемость наших оборонных возможностей и структур вооруженных сил.

Исходное предположение

Весь анализ и все планирование подтвердили правильность исходного предположения о том, что:
Для того, чтобы быть эффективными в действиях любого рода, наши вооруженные силы должны быть обучены и оснащены так, чтобы иметь возможность принимать участие в выполнении самых трудных задач, иными словами, в самых интенсивных военных действиях против самого боеспособного противника.
Силы, обученные и оснащенные для участия в военных действиях могут использоваться для выполнения задач, требующих меньшего напряжения усилий, таких как поддержание мира, но из этого вовсе не следует обратное.
Силы, участвующие в операциях по поддержанию мира, действуют в условиях неопределенности, что требует хорошей боеспособной поддержки, обеспечивающей их прикрытие.

Перемены

В рамках исходного предположения мы определили ряд перемен, необходимых для повышения эффективности, результативности и применимости нащих вооруженных сил. Некоторые из этих перемен уже осуществлены, другие находятся в процессе осуществления.
Тенденция, которой положило начало "Варианты для перемен", а также "Обзор стратегической обороны", получила дальнейшее развитие. Суть в том, что больше внимания должно уделяться совместным структурам и совместной организации, разработке совместных доктрин и концепций.
Все наши крупные операции (за исключением операций в Северной Ирландии) теперь проводятся Командующим совместными операциями (в чине генерал-лейтенанта или маршала авиации, или вице-адмирала), базирующимся при Постоянной объединенной штаб-квартире в Нортвуде.
Мы сформировали мощный резерв Сил быстрого реагирования, охватывающих весь спектр сил повышенной готовности. Идея заключается в том, чтобы иметь возможность быстро отправлять по назначенным задачам наиболее соответствующие этим задачам объединенные силы. Размер бригады или ее эквивалента.
Успешность действия Объединенных сил быстрого реагирования зависит от повышения нашей стратегической и тактической мобильности, улучшения качества объединенного командования и управления и повышения уровня материально-технического обеспечения разворачиваемых операций. Этому способствует следующее:
- соглашение об аренде самолетов С17 с целью повышения качества стратегических воздушных перевозок;
- принятие на вооружение двух кораблей класса Ро-Ро и план аренды коммерческих судов (начиная с этого года) на период до 2002 года, когда начнут использоваться специально построенные для этой цели суда;
- повышение тактической мобильности за счет формирования 16-ой воздушно-штурмовой бригады, в которую войдут парашютные войска и вертолеты огневой поддержки "Апач".
Созданы Объединенные силы "Харриер". Диапазон применения самолетов GR7 "Харриер" и авианосцев класса "Инвинсибл" значительно расширен за счет введения ударных самолетов в обстановку действий на море. Самолеты ВВС и ВМС, начиная с 2003 года, будут размещаться рядом на суше.
Учреждено Объединенное командование вертолетных частей всех трех видов вооруженных сил с целью унификации их подготовки, основных боевых принципов и обеспечения. Этим достигается цель повышения их боеспособности.
Прогресс также наблюдается в отношении формирования Объединенной организации наземных сил ПВО, а также Объединенной защиты от ХБР-оружия.
Кроме того, в 1999 году мы учредили Организацию оборонного материально-технического обеспечения всех трех видов вооруженных сил, что послужило повышению эффективности и значительному снижению финансовых затрат.
Радикально преобразована система приобретения технических средств. Ак называемая "Инициатива разумных закупок" повлекла за собой следующее:
- в системе Министерства обороны был определен главный заказчик оборудования, чьей основной функцией является поддержание равновесия потенциалов равновесия всех трех видов войск на основании принципа объединенности;
- сформированы интегрированные проектные группы с участием работников промышленности, на которые возложена ответственность за все проекты, связанные с техническими средствами от начала и до конца их использования (по принципу от "колыбели до могилы");
- рационализированы процедуры получения разрешений и методика заключения контрактов с целью большей оправданности производимых затрат; по сути, большая часть риска теперь приходится на промышленность;
Значительно ускорилась процедура закупок и достигнута экономия денежных средств.
За счет установления цикла приведения в боевую готовность сухопутных войск мы обеспечили для себя более широкую возможность выделения прошедших последовательную подготовку формирований для участия в операциях по запросам, поступающим незадолго до их начала.
В основе цикла лежит принцип градуирования готовности. Три бронетанковых бригады в Германии и три бронетанковых бригады Великобритании охвачены следующим циклом:
6 месяцев-----------------боевая готовность
6 месяцев-----------------поддержка
6месяцев------------------подготовка.
Эти и другие боеспособные формирования объединяются для того, чтобы образовать боеспособную специализированную сводную группу для каждой отдельной операции и обеспечить необходимые для операции средства.
Хотя в последнее время нашей приоритетной задачей было завершение преобразований в соответствии с положениями "Обзора стратегической обороны", мы начали также заниматься вопросами новых технических средств и структур вооруженных сил.
Например, один из уроков, извлеченных нами из нашего недавнего боевого опыта, указывает на необходимость минимизации риска гибели гражданского населения и нанесения побочного ущерба, включая ущерб окружающей среде и ценностям материальной культуры.
Последнее заставляет нас сделать выводы, связанные с выбором целей для нанесения ударов и точностью используемого оружия.
Эти выводы могут подтолкнуть нас к поискам альтернативных видов применения силы, с использованием таких способов нанесения ударов, которые не вызывают физического разрушения.
Еще один вопрос, которым нам, вероятно, придется занятся, это средние формирования. Нынешнее соотношение между нашими бронетанковыми и легкими частями может не обеспечить полного диапазона их использования для возможных в будущем операций, требующих быстрого вступления в бой. Средние формирования, которые характеризовались бы и быстротой стратегического развертывания, и способностью немедленно по прибытии на театр военных действий вступить в бой, возможно обеспечили бы решение проблемы. Им потребовались бы технические средства, хорошо сбалансированные отношения огневой мощи, защиты и мобильности, и не обладающие тяжеловесностью и громоздкостью системы управления наших нынешних тяжелых формирований.
Мы придаем большое значение работе на основе прочных партнерских и союзнических отношений.
Как я сказал ранее, наши войска должны быть готовы к эффективному участию в выполнении широкого диапазона транснациональных задач, включая операции по поддержанию мира и операций гуманитарного характера.
Значительная часть наших сил высокой боевой готовности может потенциально быть представлена в распоряжение ООН.
Это указывает на необходимость усиления интероперабельности на основе совместных учений и боевой подготовки.
Особую важность для нас представляет расширение возможностей НАТО на основе Инициативы по оборонному потенциалу и развитие способности Европы оперативно реагировать на кризисные ситуации; петербургские задачи и дальнейшая работа над так называемой "заглавной целью" хельсинских соглашений.

Заключение

Развитие оборонного потенциала в ответ на перемены в стратегическом контексте является непрерывным процессом. Нет такой точки, по достижении которой мы могли бы остановиться, сказав, что задача выполнена. В быстро эволюционизирующей ситуации безопасности управление преобразованиями приобретает все большее значение.
Поскольку диапазон потенциального применения наших вооруженных сил расширяется, то спрос на их универсальность и адаптируемость растет. Однако обеспечивать их надо так, чтобы это не умаляло их боеготовности.
Как это не иронично, несмотря на растущий диапазон потенциальных запросов на наши вооруженные силы, отсутствие стратегической угрозы безопасности Великобритании означает, что ресурсы обороны будут продолжать оставаться под вопросом в контексте борьбы за финансирование между обороной, здравоохранением, социальным обеспечением и образованием. Нам нужно добиваться большей эффективности во всем, что мы делаем, следить за тем, чтобы наш потенциал соответствовал текущей обстановке и обеспечивал надежность нашей национальной обороны.