Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Патрик Поршие
Директор Объединенного колледжа обороны - Париж
ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ

Сначала мне хотелось бы высказать слова благодарности в адрес российского Фонда поддержки военной реформы и Международного института стратегических исследований за возможность выступить здесь сегодня по основным вопросам реорганизации военной сферы образования в соответствии со сложившейся оперативно-стратегической обстановкой.
Вполне очевидно, что последние глобальные изменения на мировой арене стали причиной коренного переустройства в развитии военного образования во Франции на всех уровнях, начиная с начальной подготовки офицерского состава, заканчивая подготовкой офицеров высшего командного состава в звене "полковник", "генерал".
Являясь Директором Французского объединенного колледжа обороны, я несу ответственность за подготовку офицеров сухопутных войск, военно-морских, военно-воздушных сил и жандармерии. Вышеперечисленные категории офицерского состава в звании "майор" или "подполковник" должны сдать вступительные экзамены на конкурсной основе, чтобы в последующем, после курса обучения, занять должности офицеров в званиях "полковник" или "генерал".
Принимая во внимание мою должность, основной темой моего выступления естественно станет высшее образование в ВС.
Во Франции до 1992 года основная программа высшего образования в ВС осуществлялась отдельно в каждом виде ВС. Это же относилось к деятельности органов по планированию, сбору и обработке разведывательных данных, действующих в каждом виде ВС.
Коренные изменения в оперативно-стратегической обстановке, произошедшие в начале 90-х годов и во время кризиса в Персидском заливе, послужили для нас толчком для внесения значительных корректив в эти три основные области: сбор и обработка разведывательных данных, планирование и высшее образование в ВС.
Перед тем как я затрону те перемены, которые мы внесли в сферу нашего высшего военного образования, мне хотелось бы высказать свою точку зрения о новых параметрах оперативно-стратегической обстановки и обратить ваше внимание на их последствия, на условия ведения боевых действий.

Современная оперативно-стратегическая обстановка

Оперативно-стратегическая обстановка, в которой мы живем в настоящее время, находится в состоянии постоянного и стремительного развития, что подразумевает постоянную потребность в изменении концепции использования ВС и соответствующих доктрин, и в некотором смысле, изменения процесса принятия решений, а также принципов совершенствования органов управления. Приспособляемость к условиям изменения обстановки стала неотъемлемой оперативной характеристикой.
Вторая характеристика: в настоящее время для разрешения подавляющего большинства кризисных ситуаций требуется участие многих стран и большинства международных организаций: ООН, НАТО, Европейского союза, ОБСЕ, контактных групп и т.д., что не обходит стороной состав и характер командных инстанций, которые должны в первую очередь обеспечивать оперативное доведение принятых решений до всех уровней, а также эффективное решение военных задач и политических вопросов.
Третья характеристика: образование совместной системы обороны Европы.
Хотя прямым образом это не влияет на основополагающую роль НАТО в отношении обеспечения обороны, она, тем не менее, заставляет обратить внимание на то, что кризисные ситуации, такие как затяжная осада Петербурга (город на юго-востоке штата Вирджиния) армией Севера во время Гражданской войны, могут быть решены европейскими странами без участия Америки.
Четвертая характеристика: значимость работы разведывательных органов на уровне ТВД при принятии решений на стратегическом уровне ведёт к слиянию этих двух уровней.
Работа разведывательных органов в тактическом звене сохраняет свой специфический характер.
За вопросом о работе разведывательных органов следует вопрос о степени взаимодействия между странами, сроки и условия по обмену информацией. Это вопрос, над которым офицеры высшего командного состава завтрашнего дня должны задуматься сегодня.
Пятая характеристика: большое разнообразие кризисных ситуаций, которое означает, что те уроки, которые были извлечены из одной кризисной ситуации, не могут быть использованы в другой. Данная характеристика говорит о необходимости гибкой доктрины, которая может быть в кратчайшие сроки подвергнута изменениям, а также указывает на то, что необходимо отказаться от фиксированного порядка ведения боевых действий, что всегда даст нам возможность вносить изменения при планировании ответных мер в соответствии с развитием кризисной ситуации.
Наконец, последняя характеристика: значимость ведения военных операций на ТВД и участие объединенной общевойсковой группировки войск.
Относительно ведения боевых действий на ТВД остается вопрос о распределении задач между командующим оперативной группировкой войск на оперативно-стратегическом уровне и командующим на ТВД на оперативном уровне.
Исходя из перечисленных выше оперативно-стратегических характеристик в настоящее время должны учитываться многие оперативные возможности. Например, следующие:
· Развертывание значительной группировки сил вдали от мест их постоянной дислокации, как это было продемонстрировано, в некоторой степени, во время кризиса в Восточном Тиморе;
· Планирование действий в условиях изменившейся обстановки, что является важнейшим элементом;
· Также весьма значительную роль при проведении некоторых боевых операций играет способность принимать быстрые ответные меры на изменение обстановки с минимальной потерей времени;
· Новые вопросы на повестке дня, касающиеся действий войск в районе боевых действий включают следующие пункты: действия по разгону демонстрантов, согласование действий войск с неправительственными организациями, вопрос о беженцах и гуманитарной помощи, взаимодействие гражданских и военных органов, важность СМИ и средств связи, совокупность правовых факторов.

Реорганизация высшего образования в ВС в соответствии с современными требованиями

Все вышеупомянутые факты наглядно свидетельствуют о том, что военное образование, и в частности высшее образование в ВС, имеют мало общего с образовательной программой десятилетней давности.

Введение
На основе этих положений во Франции был создан College interarmees de defense - CID, который, как я упоминал выше, можно перевести как Объединенный колледж обороны. Он был создан в 1993 году после объединения военных колледжей трех видов ВС и высших штабных курсов жандармерии в едином учебном центре.
Основной задачей колледжа является подготовка лучших офицерских кадров в звене "майор", "подполковник" для работы в органах управления ВС Франции.
Колледж находится в центре Парижа на территории "военной школы" - "Ecole Militaire" - исторической достопримечательности французской столицы в пятистах метрах от Эйфелевой башни, в непосредственной близости от МО, Генштаба, МИД.
Ежегодно набор слушателей колледжа составляет 320 офицеров, 110 из которых - военнослужащие из 70 государств мира, в том числе, конечно, и из России.
Срок обучения для офицеров-слушателей - один год. Программа обучения делится на равные части, состоящие из курса по оперативному искусству и общим вопросам обороноспособности.
Основная цель колледжа заключается в обучении слушателей основополагающим принципам ведения совместных боевых действий и глубокому знанию вопросов, связанных с обеспечением безопасности в мире, Европе, с помощью средств ООН и НАТО.

Курс "Общие вопросы обороны"
Внештатный преподавательский состав ведет курс по общим вопросам обороны. Они являются специалистами по геополитике, оперативному искусству, управлению финансами, средствами связи и праву. Преподавателями являются либо сотрудники университетов, либо представителями высших органов управления. Преподавание осуществляется на поточных лекциях или в составе небольших рабочих групп.
То, что колледж находится в 10 минутах ходьбы от основных министерств, позволяет нам приглашать лучших гражданских и военных специалистов читать лекции по установленной программе или по событиям, происходящим в мире или во Франции.

Курс "Оперативная подготовка"
В курсе оперативной подготовки мы предлагаем нашим слушателям тщательно распланированную методическую программу, полностью соответствующую основным положениям по оперативному планированию, принятым в НАТО.
Эта программа используется слушателями в течение четырех штабных учений на оперативно-стратегическом уровне и на уровне ТВД.
Основой для этих учений служат общепринятые сценарии ведения боевых действий или проведения миротворческих операций.
Использование моделирования для создания боевой обстановки на ТВД, так называемых компьютерно-тренажерных занятий, постепенно внедряется во все виды наших практических учений.
В ближайшие два года нашей задачей, выполнение которой уже давно началось, является оборудование центра имитационных средств обучения двумя компьютерными тренажерными залами, создающими обстановку штаба Объединенной общевойсковой группировки, которые во время одного занятия могут вместить большую группу слушателей.
В конце курса оперативной подготовки мы поочередно направляем наших слушателей небольшими группами Объединенный штаб французских ВС, где осуществляется проведение настоящей операции или во время крупномасштабных учений.
Таким образом, наши слушатели имеют возможность получить опыт работы с кризисной ситуацией в штабе, где они занимают реальную должность под руководством старшего командира.
Колледж также дает своим слушателям возможность проводить учения и сравнивать полученный опыт с военными колледжами соседних стран. Это происходит во время так называемой "Недели Евроучений ", в течение которой слушатели распределяются между пятью европейскими колледжами и отрабатывают учебные вопросы в составе немецкого, британского, испанского и итальянского колледжей.
Помимо хорошего уровня подготовки в управлении объединенной группировкой войск, в учебной программе колледжа предусматривается сохранение связей с видами ВС, к которым принадлежат слушатели, за счет полуторамесячного периода обучения, посвященного отработке учебных вопросов, связанных с каждым видом ВС в отдельности: с СВ, ВВС, ВМС и жандармерией.

Заключение

В заключение мне хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что Объединенному колледжу обороны меньше 10 лет, он неуклонно продолжает совершенствование учебной программы в соответствии с насущными требованиями оперативно-стратегической обстановки.
Помимо своего многонационального общевойскового характера, являющегося основой учебного заведения с 1993 года, колледж уделяет огромное внимание связям с внешними (невоенными) организациями, такими как высшие учебные заведения Франции и международные организации, такие как Консорциум военных учебных заведений и институтов исследования вопросов безопасности.
Количество учебных часов, отведенных на Европейскую безопасность и Североатлантический альянс, является следствием прогресса, достигнутого в Сент-Мало, Хельсинки и Ницце, а также благодаря сугубо национальному характеру решений, использующихся в настоящее время для поиска путей выхода из кризисных ситуаций.
Так как характер кризисных ситуаций находится в непрерывном развитии, в настоящее время мы ввели в учебную программу ряд актуальных предметов.
Останавливаясь на основных из них, я бы выделил:
· Использование средств связи в кризисной ситуации;
· Сложность "выбора цели";
· Совокупность правовых вопросов кризисных ситуаций;
· Взаимодействие между военными и гражданскими органами, с неправительственными организациями, а также вопросы, касающиеся беженцев и гуманитарной помощи.
Все вышеперечисленное позволяет решать основную задачу Объединенного колледжа обороны: расширять мировоззрение наших слушателей, развивать у них профессиональные навыки управления объединенной группировкой войск, взаимодействуя с вооруженными силами главным образом европейских государств-союзников по НАТО.