Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Бертран Ракт Маду (Bertrand Ract Madoux)
Военный помощник министра обороны Франции
РЕОРГАНИЗАЦИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ФРАНЦИИ

В течение 10 лет ВС Франции были вовлечены в процесс крупномасштабной реорганизации оборонного механизма, позволяющий уверенно шагнуть в XXI век.
Я раскрою содержание этого вопроса после нескольких вступительных слов, вначале подробно остановившись на переменах, которые произошли в оперативно-стратегической обстановке. Следствием изучения этих перемен стал пересмотр нашей оборонной концепции, которая была принята в начале 70-х годов и нуждалась во всесторонней и глубокой переработке.
Затем мы рассмотрим то, как процесс реорганизации ВС привел к принятию новой стратегии действий.
В заключении мы проанализируем важные решения, которые легли в основу реорганизации системы обороны.
На каком этапе находится военная реформа во Франции? Видимо, на середине пути. Мы с головой окунулись в осуществление перемен в 1997 году, после четырех лет подготовительного периода, и мы намерены закончить проведение реформы в 2002 году, создав абсолютно новую организацию ВС. Пока все идет хорошо. Постоянная поддержка политического руководства способствовала продвижению реформы за счет хотя и ограниченного, но бесперебойного выделения средств в соответствии со специальным бюджетом. Процесс профессионализации ВС проходит нормально, завершено свертывание военных объектов во Франции и за пределами страны. Осуществлен вывод большей части личного состава. В перспективе -- выполнение первой задачи 3-этапного 20-летнего плана.
При определении нашей оборонной политики мы учитывали изменения, происходящие в оперативно-стратегической обстановке:
Впервые за многие столетия нашим границам больше не угрожает непосредственная опасность. Поэтому у нас больше нет необходимости вкладывать средства в содержание расширенной системы обороны; с настоящего момента мы обеспечиваем безопасность в пределах Европы. Однако несколько источников угрозы нашей стране еще существуют. Как и раньше, сдерживание этих угроз может осуществляться нашим ядерным арсеналом. Повторное появление масштабной угрозы применения ядерного оружия нельзя исключить на 100%. Поэтому мы пришли к заключению, что должны сохранить этот основной инструмент просто на всякий случай.
Совершенно ясно, что наши основные интересы сосредоточены в Европе, но не только в ней. Вследствие нашего физического и суверенного присутствия на других континентах и морях, нам нельзя не принимать во внимание положение дел в остальном мире.
Не только как отдельное государство, но как страна -- участница большого, богатого и мощного Союза, мы должны осуществлять вмешательство в любой части мира (если потребуется) или в космосе, что мы уже и делаем в настоящее время.

I. Пересмотр оборонной концепции

Выделив значительное количество сил и средств для участия в операции "Буря в пустыне", мы одновременно участвовали в проведении двух других операций в Африке и на Ближнем Востоке.
Мы также принимали участие в нескольких миротворческих операциях ООН, и нам приходилось поддерживать военное присутствие во всем мире для обеспечения суверенитета других государств и выполнения своих оборонных обязательств.
В силу всех этих причин у нас не оставалось другого выбора, кроме как начать полную переоценку нашей оборонной концепции. На данном этапе надо было оценить возможности, которые нам необходимы для того, чтобы соответствовать требованиям тех видов обстановки, с которыми мы, вероятно, столкнемся в будущем.
Отправной точкой реформы является Белая книга по обороне.
Для ее создания потребовалось почти полтора года. В 1994 году этот документ был одобрен.
Одним из основных результатов нашей работы по разработке стратегической концепции стало определение того, какими возможностями действий за пределами страны должны располагать наши войска.
Наши вооруженные силы должны выполнять задачи по обеспечению мира и международного правопорядка в полном соответствии с нашими обязательствами. Эти рамки этих обязательств обычно определяются ООН.

II. Оперативная стратегия

Новую военную стратегию Франции можно разбить на два основных элемента. Первый представляет собой оперативную стратегию, второй -- стратегию сил и средств.
Говоря о Белой книге по обороне, следует упомянуть о четырех основных задачах: Сдерживании, Предотвращении, Защите и Переброске сил и средств. Они являются основой нашей стратегической концепции.
Три первые задачи являются постоянными.

Сдерживание
Сдерживание является основополагающим элементом оборонной стратегии
Это наш гарантия от любой угрозы нашим жизненно важным интересам, независимо от ее источника или характера
На этот элемент можно положиться: наша техника и вооружение очень надежны. Мы обладаем способностью ответного удара и в настоящее время совершенствуем средства доставки ядерного оружия.
Он самодостаточен. Нам не требуется сверхмощная степень поражения. Мы сократили численность наших подразделений (на суше и на море), численность систем вооружения и снизили состояние готовности.
В конце хотелось упомянуть о немаловажном аспекте: мы представляем собой ядерную державу, которая полностью соблюдает все положения Договора о всеобщем запрещении испытания ЯО и других международных соглашений.
К настоящему моменту в соответствии с Договором о создании зоны, свободной от ЯО в южной части Тихого океана, мы закрыли Центр ядерных исследований в Тихом океане, произвели полный демонтаж и ликвидацию последствий производства. В настоящее время мы также производим демонтаж двух ядерных предприятий, производивших плутоний.
Усовершенствование и тестирование боеголовок на предмет безопасности в настоящее время строго и повсеместно осуществляется с помощью моделирования.
Достигнут новый баланс между средствами ядерного сдерживания и обычными средствами ведения боевых действий. До конца "холодной войны" мощь ядерных средств, выполнявших функцию сдерживания, дополнялась обычными силами и средствами, развернутыми в Западной Европе. Эти силы служили средством защиты от Советского Союза. В небольших количествах они также использовались в конфликтах во всем мире, главным образом в Африке.
Сегодня ядерное оружие по-прежнему играет такую же стратегическую роль, какую оно играло раньше, но обычные силы и средства сейчас находят более широкое применение в остальном мире, чем в прошлом. Они имеют свою собственную стратегическую роль.
В последние несколько лет ядерные стратегические силы были модернизированы и сокращены в соответствии с уменьшением основной угрозы в Европе и с рядом договоров о нераспространении ЯО.
Наши современные войска имеют на вооружении две модернизированные системы:
· Ракетная ПЛ, носитель баллистических ракет нового поколения, характеризуемая своей неуязвимостью и повышенной эффективностью;
· Авиационный компонент, состоящий из ракет с ВРД, базируемых на ЛА.
Эти системы дополняют друг друга, универсальны и способны наносить удары на большую глубину.
Сдерживание останется ключевым фактором обороноспособности страны, поскольку равновесие основных стратегических средств во всем мире весьма неустойчиво, главным образом вследствие распространения оружия массового поражения.

Предотвращение
Предотвращение является главным положением нашей стратегии.
Эта стратегия предполагает предотвращение возникновения конфликтных ситуаций и прогнозирование появления масштабной угрозы. Она основана на способности анализировать происходящие в мире события и незамедлительного реагирования. Предотвращение, возможно, является наиболее экономичным способом по поддержанию мира и стабильности не только в Европе, но во всем мире, где под угрозой находятся национальные и европейские интересы, а также права человека.
Таким образом, предотвращение основывается на трех основных положениях.
Дипломатия как первое средство предотвращения кризиса. Дипломаты могут использовать действенные средства политического воздействия и давления, которые могут принимать форму дипломатических мер, экономических санкций или военного вмешательства.
Вторым требованием, необходимым для предотвращения кризиса является заблаговременное развертывание войск в непосредственной близости от районов, в которых возможно развитие кризисных ситуаций.
В соответствии с нашими договорами по обеспечению обороны и сотрудничеству, ВС часто играли сдерживающую роль кризисных ситуациях, способствуя переговорам. Это в первую очередь относится к Африке.
Деятельность разведывательных органов является третьим элементом в предотвращении кризиса: она необходима для того, чтобы быть постоянно в курсе развития ситуации во всех ее аспектах. Современные технологические средства оказывают значительную помощь в работе разведывательных органов, однако, их использование является недостаточным: агентурная разведка является неотъемлемым компонентом в предотвращении кризиса.
Неудивительно, что Франция, наряду с некоторыми из своих европейских партнеров, решила создать программу космических наблюдений Гелиос, с помощью новейшей европейской технологии -- космодрома во Французской Гайане и проекта Ариан 4.
Этот проект является небольшим вкладом по сравнению с масштабом использования аналогичных средств США, но очень ценным для создания европейской безопасности и предотвращения кризисных ситуаций в мире.

Защита
Защита национальной территории и населения - это третье перманентное положение стратегической концепции.
Вследствие новых угроз, имеющих отношение к целостности, стабильности национальных институтов и к благополучию населения, этот элемент относится не только к обороне, но и в первую очередь к безопасности, которая должна достигаться совместными действиями полиции, таможенного контроля, жандармерии и, в некоторых случаях, специальными войсками. В частности, когда речь идет о террористической деятельности.
Свобода действий правительственных органов должна сохраняться постоянно. Мы должны оградить наше национальное сообщество от угрозы с суши, моря, воздуха. Мы также должны обеспечить защиту наших линий коммуникаций, воздушно-космического пространства и наших границ.
Мы также должны быть способными оказывать помощь нашим гражданам в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со все новыми двусторонними и многосторонними соглашениями, понятие "национальная защита" постепенно перерастает в понятие "европейская безопасность".

"Проекция силы" или переброска сил и средств:
Это основная оперативная задача ВС, оснащенных обычным вооружением.
Есть еще одно значение термина "проекция силы" или "переброска сил и средств", которое выражается в численности войск всех трех видов ВС, которую нужно выделить в кратчайшие сроки и развернуть на любом ТВД.
Я не буду подробно останавливаться на конкретном составе подобной объединенной группировки войск. Численность группировки, находящейся в готовности к ведению самостоятельных боевых действий в течение одного года, насчитывает 30 тыс. человек.
В свете наших обязательств перед блоком НАТО в случае масштабной угрозы мы можем выделить более многочисленную и лучше оснащенную группировку в составе 50 тыс. чел.
В 1999 году, после событий в Косово, европейские державы осознали существование определенных недостатков ВВС.
В будущем возможно улучшение ситуации при условии, что:
· Мы последуем примеру, продемонстрированному главами европейских государств в Сент-Мало и Хельсинки;
· Мы продолжим совершенствование навыков планирования строительства наших ВС на основе опыта, полученного при проведении последних операций.

III. Стратегия реформирования сил и средств

Стратегия реформирования сил и средств охватывает:
· оперативное управление;
· структуризацию ВС;
· профессионализацию;
· политику военных закупок.
Что касается оперативного управления, наше решение этого вопроса основывается на создании общевойсковых соединений при проведении любой операции.
В частности, что в настоящий момент мы думаем о модульном принципе создания временных группировок войск. Это означает, что в нашем распоряжении всегда имеется контингент обученных и готовых к бою войск, а также резерв подразделений управления.
Все предпринимаемые меры осуществляются при взаимодействии с организациями по мировой и региональной безопасности, а также органами национальной обороны.
В составе СВ мы решили создать четыре группировки, 4 "резервуара" войск, имеющих специальную подготовку, вооружение и организацию, предназначенных для создания боеготовых соединений.
Первая группировка представляет собой танковую группу, вторая - механизированную, третья - группу быстрого реагирования, оснащенную легкой бронированной техникой, четвертая - воздушно-десантная пехотная группа.
Каждая группа может развернуть оперативный штаб, способный осуществлять управление соединением численностью до дивизии.
Различие между этими группами заключается не только в тех задачах, которые им придется выполнять, но и в подборе личного состава, его подготовке, работе органов управления и военно-техническом оснащении, предназначенных для выполнения этих задач
Эти группы должны объединяться друг с другом, чтобы наиболее оптимально соответствовать оперативным требованиям конкретной кризисной ситуации.
СВ подвергаются наиболее значительным преобразованиям за всю свою многолетнюю историю. Менее чем за 10 лет СВ сократились более чем на 100 подразделений батальонного звена. В настоящее время Сухопутные войска имеют 86 полков.
В конце первого этапа реформы прошло сокращение общей численности личного состава с 330тыс. в 1990 году до 136 тыс. военнослужащих и 34 тыс. гражданских лиц в 2002 году.
Многочисленные программы создания новых систем вооружения, начатые в начале 90-х, способствуют по переоснащению четырех вышеупомянутых групп за счет:
· более гармоничного соотношения между легким и тяжелым вооружением;
· значительным усовершенствованием танков и вертолетов;
· общим увеличением дальности и точности ведения огня всех видов оружия;
· компьютеризированной системы управления, совместимой с аналогичной системой НАТО.
Реорганизация также затронула ВМС Франции.
К 2002 году совокупное водоизмещения кораблей и судов ВМС сократится с 350 тыс. тонн до 235 тыс. Численный состав ВМС (65 тыс. в 1996 году) сократился в течение двух лет до 45 тыс., а численность гражданских служащих с 7 тыс., работавших 4 года назад, возрастет до 11 тыс.
Реорганизация ВМС в основном фокусируется на совершенствовании Воздушно-морской группы, состоящей из всех надводных кораблей боевого и тылового обеспечения, плюс, естественно, торпедные атомные подводные лодки.
Я также здесь должен сказать о 6 ПЛАРБ, состоящих на вооружении стратегического океанского флота.
Так же, как в случае с СВ, немногочисленный состав не говорит о снижении мощи.
В этом году будет спущен на воду наш первый атомный авианосец "Шарль де Голль", а в скором времени на его борту будут развернуты многоцелевые истребители морской авиации "Рафаль".
Наши морские десантные силы были реорганизованы и усилены, а их численность увеличена до уровня, соответствующего требованиям боеготовности.

Численный состав ВВС будет включать 63 тыс. военнослужащих и 7 тыс. гражданских лиц (85 тыс. и 5 тыс. соответственно в 1996 году).
И здесь сокращения были компенсированы за счет экономически гораздо более эффективных методов и принятия на вооружение новых, технически совершенных средств.
Численность боевых подразделений ВВС составит 300 истребителей нового поколения типа "Рафаль", на борту которого размещена сверхновая система вооружения.
ВВС Франции хорошо себя зарекомендовала во время воздушной компании в Косово. Более 100 самолетов ВВС постоянно обеспечивали выполнение одной трети задач, стоящих перед европейскими союзниками. В настоящее время ВВС занимаются исправлением недостатков, которые проявились, главным образом, в новейших системах вооружения.
Модернизация военно-транспортной авиации начнется с 2003 года, будет проходить совместно с другими европейскими странами, будет усовершенствована технология дозаправки топливом в воздухе, чтобы обеспечить высокий уровень надежности переброски войск.
В заключение хотелось бы сказать о том, что значительно укрепился Корпус национальной жандармерии. Общая численность корпуса составит 98 тыс. человек, в том числе 2 тыс. гражданского персонала.
В отношении численности корпус уступает только СВ.
Эти войска хорошо оснащены, для взаимодействия с боевыми частями. Однако их основная задача - действия в интересах гражданских властей.
Корпус должен быть способен эффективно противостоять нападениям террористических групп и иметь способность быстрого реагирования.
Подразделения Корпуса национальной жандармерии равномерно рассредоточены по территории всей страны и находятся в постоянной готовности. Они оснащены эффективным, но в основном легким оружием.
Зоной действия этих подразделений является территория Франции и французские владения за ее пределами.
Они также отвечают за юридическую сторону ведения боевых действий ВС Франции в соответствии с международным правом войны.
Все чаще им приходится вмешиваться в случаях, когда требуется поддержание правопорядка.
Они также выполняют задачи в интересах других министерств, например, Министерства юстиции, но главным образом, Министерства внутренних дел.
Наши основные приоритеты в области военных закупок соответствуют основным направлениям военной реформы на ближайшие 15 лет. Они в основном затрагивают обеспечение задач военной разведки, "проекции силы", стратегической мобильности, системы управления, связи и компьютерного обеспечения.