Доклады на конференции
"Основные направления военного строительства в Европейских странах"

Генри Зиппер де Фабиани (Henry Zipper de Fabiani)
Заместитель директора Управления стратегических дел МО Франции
Угрозы безопасности и вызовы следующего десятилетия

Вступление
Парадоксально, что мир после окончания "холодной войны" менее безопасным.
· впервые после окончания 2-й Мировой войны в Европе снова развязываются войны;
· множатся локальные кризисы и очаги напряженности;
· угроза применения ОМП стала реальнее, чем в период "холодной войны";
· глобализация и ассоциированные с ней угрозы ослабляют влияние государства как основного нейтрализатора кризисов;
· существует и обнадеживающие региональные тенденции, особенно в Европе, где усиление ЕС делает его важнейшим стабилизирующим элементом.
Основным вопросом сегодня является то, насколько наша политика в сфере обороны соответствует реалиям быстро меняющегося мира. Вопрос содержит два элемента:
Каковы реальные угрозы нашей безопасности?
· Как большинство европейских стран, Франция не находится сегодня под непосредственной угрозой в отношении ее существования, независимости ил территориальной целостности;
· Тем не менее, мы сталкиваемся с рядом рисков, происходящих из очагов напряженности на периферии Европы и за ее пределами.
· Распространение ОМП на фоне быстрого развития технологий может послужить источником новых угроз.
Зная характер рисков/угроз и требования к обороноспособности вооруженных сил, каким образом мы должны реагировать на них: в одиночку, коллективно или на основе многосторонних отношений?
· Окончание "холодной войны" не означает роспуск коалиций и альянсов. Наоборот, коалиционные боевые действия становятся общепринятыми.;
· Несмотря на сохраняющуюся доминирующую роль США в области безопасности, ЕС становится все более влиятельной международной организацией и в ближайшие годы его возможности еще более возрастут.
· В ближайшие десятилетия наша оборонная политика будет основываться на многоплановых международных обязательствах в рамках европейской безопасности и участия в североатлантическом альянсе, одновременно не снижая способность к самостоятельным действиям.

I. Кризисы, очаги напряженности, риски и угрозы, асимметричные конфликты имеют тенденции к росту.
Фундаментальный вопрос: в какой степени умножение рисков ведет к появлению угроз?
1) Стратегическая среда вызывает озабоченность в связи с:
· кризисами в связи с попытками национального самоопределения;
· неравномерностью экономического развития
· расслоения общества
· нехватки ресурсов
· негативных последствий либерализации экономики
· демографических взрывов в ряде регионов и миграции населения;
· упростившийся доступ к технологиям двойного назначения;
· ослаблением роли государства.

Ассиметричные угрозы; терроризм - призрак иррациональности
Распространение военных технологий

Сохранились ли "дивиденды мирного времени", о которых шла речь 10 лет назад, когда стали сокращаться военные бюджеты? В действительности же:
-- конфликты и их последствия могут проникать в наше общество в виде организованной преступности, "дикой" миграции и т.д.)
-- распространение ОМП, подстегиваемое региональным соперничеством, может стать угрозой для Европы.

2) реальность такова, что Европа оказалась под "аркой кризисов", простирающейся:
- от Магриба до Центральной Азии
- в Средиземноморье с бесконечным конфликтом на Ближнем Востоке
- в Африке: в районе Великих озер, на Африканском Роге, в Западной Африке
- В районе Персидского залива.

Бывший Советский Союз является источником озабоченности из-за длительной неопределенности внутри новых границ:
- Черты кризиса де-колонизации;
- переход к демократии видимо займет больше времени, чем предполагалось первоначально;
- необходимость экономических и социальных реформ.

Россия - важнейший партнер в Европе и для Европы.
· мы заинтересованы в ее стабильности;
· ее безопасность имеет прямое и косвенное влияние на нашу безопасность.

3) Может ли Европа ограничить свои интересы "ближним зарубежьем"?
· мы заинтересованы в соблюдении прав человека и демократии
· мы заинтересованы в экономическом развитии стран 3-го мира и поощряем консолидацию общества в этих странах;
· Озабочены распространением ОМП, даже если оно не представляет прямой угрозы для нас;
· Можем ли мы игнорировать стратегическую игру в Азии? Китай? Юго-Восточная Азия? Суб-континент?

II. Глобализация: глобальные тенденции и фрагментированность
1) В какой степени мы можем разрешать любой кризис в мире, где глобальные процессы накладывают отпечаток на все сферы жизни?
Кризис института государства проявляется в нескольких факторах:
· Потеря национального своеобразия;
· Понимание "демократии" как удобного управления;
· Распространения коррупции и черного рынка;
· Слабый пограничный контроль: миграция населения, распространение болезней загрязнение окружающей среды не знают границ.

Некоторые международные структуры действуют весьма успешно, и тем не менее тенденция к фрагментированности, дроблению набирает силу во всех регионах, включая Европу.
· позитивно то, что исчезают угнетающие и искусственные образования;
· стремление к сохранению национальной самобытности противостоит угрозе однообразия мира;
2) Крупнейшим вызовом является перестройка международного сообщества, задача значительно более сложная, чем укрепление безопасности;
"Чем глобальнее становится мир - тем он острее нуждается в правовом регулировании".

III. Новые масштабные задачи перед обороной и вооруженными силами
1) Готовность реформировать традиционные задачи ВС
· постоянная обороноспособность, (включая способность отразить асимметричные угрозы, стратегическая ПРО)
· постоянные усилия по предотвращения конфликтов: требует усовершенствование разведки; совместные учения и содействие ("Оборонная дипломатия") размещение части ВС за границей; проверка договоров; технологическое слежение.
· "проекция силы" -- способность к быстрым переброскам войск и поддержанию их действий;
2) Способность вести различные типы боевых действий
- боевые дежурства и раннее предупреждение должны дополняться широким сбором разведсведений;
- совместные операции различного характера;
- Сухопутные войска и ВВС - воздушная кампания без наземных действий не может решить боевых задач;
- Связь и современные сетевые системы управления;
- Мощные средства поражения и гуманное оружие, напр. Для контроля за беспорядками.
- Отношения со СМИ: факты и действия существуют лишь в том виде, в каком преподносятся и воспринимаются; власть должны быть способна избегать искажения информации и ее манипуляцию, каков бы ни был их источник
3) Способность работать в тесном сотрудничестве с гражданскими организациями
· военные действуют под руководством демократически избранных гражданских властей;
· усилия по предотвращению и урегулированию кризисов могут снизить необходимость широкомасштабного участия армии, и усовершенствовать государственную и гражданскую инфраструктуру;
4) адаптация к международным операциям различного характера
- в рамках НАТО
- ЕС как все более мощной силы в Европе, получающей в свое распоряжение как военные, так и гражданские средства воздействия;
- ООН
- ОБСЕ
- Специальные операции
- Национальные операции

Заключение
-- Все наши государства глубоко вовлечены в процесс реструктуризации (Франция после войны в Персидском заливе и конфликте в Косово фокусирует усилия на профессионализме, усовершенствованном общевойсковом взаимодействии, создании Управления по стратегическим делам; военной разведке; отношениях с общественностью)
· как никогда ранее оборона требует содействия всех сфер жизнедеятельности общества;
· важнейшим становится многонациональное измерение: внутри ЕС мы движемся к более тесной координации в определении потребностей, совместным закупкам и использованию систем вооружений, и т.д.
· мы не можем изолироваться от стратегической среды и избежать международного сотрудничества.
Самой страшной угрозой стало бы наше бездействие и невнимание к законным интересам других стран.